С 5 по 28 августа в доме-музее Анны Ахматовой
проходила художественная выставка Арона Зинштейна. Известный художник
выставил в музее не только живопись и графику нескольких последних лет,
но и некоторые старые полотна (“Портрет литературоведа Л. Я. Гинзбург”,
1989; “Тетя Эстер”, 1992). Из графических же работ практически
все датированы восьмидесятыми годами, что объясняется тем, что нынче художник
полностью отдался живописи - своему любимому занятию.
Долгое время Арон Зинштейн был известен как
книжный график. Он иллюстрировал Шекспира (“Ромео и Джульетта”),
Достоевского (“Белые ночи”), Окуджаву (“Путешествие дилетантов”).
Гравировальный станок и сейчас культовый предмет в мастерской художника.
Толстые пачки литографий и линогравюр, свернутые в рулоны, напоминают о
годах работы. Однако бумага, сетует Арон Иосифович, не вызывает уважения
у богатых покупателей: по какой-то вековой традиции, они жалуют своим вниманием
исключительно холсты. Так что живопись в фаворе у мастера и по внутренним,
творческим, и по экономическим причинам.
|
|
|
|
“Пару лет, - говорит Зинштейн, - я делал исключительно
абстрактные вещи”, - и показывает картину, на которой некий небесный водоворот,
шествие летящих по небу конок. А вот другая. На ней вихрь каких-то запятых,
однако, при внимательном вглядывании обнаруживаются как бы вмурованные
в пространство лица, намеченные лишь контурно. В этот период Зинштейна
увлекло изображение движения, вихря. Но потом он оставил опыты с чистой
абстракцией и вернулся на новом уровне к фигуративизму, к статике. Вихри
сгустились в крупные плотные пятна экспрессивных цветов. Вообще, раз уж
мы заговорили об экспрессивности, наверное, стоит упомянуть, что по манере
Зинштейн считает себя близким к немецкому экспрессионизму. А из откровенных
антипатий художника можно назвать Сальвадора Дали.
У Зинштейна есть своя теория о том, что все
художественные группы быстро распадаются, и этот процесс он считает закономерным.
И “Кобра”, и “Митьки” - все распались. А живопись вечна,
и, начиная с пещерных рисунков, носителем ее является индивидуальный гений,
который лишь по внешним соображениям входит в различные творческие группировки.
Художественное пространство у Зинштейна особое
- “зинштейновское”, с его эллипсоидной кривизной. Очевидно и наглядно оно
явлено в его крупных, так сказать, батальных видах массовых зрелищ и мест
скопления людей: молитвенный зал синагоги, собачья выставка, День Военно-Морского
флота, улица Зодчего Росси...
Удивительным в работе Зинштейна является то,
что ему удается сочетать свойственную его гению “декоративную” манеру плоскостной
живописи пятнами (где отсутствует классическая перспектива) с сильной работой
с пространством и с глубоким, можно сказать, метафизическим его чувством.
Что же касается сюжетов и содержания, то Зинштейн
берет в основном мелкие бытовые сценки (чаепитие, отдых, прогулка, поездка)
или мирные, внеидеологические массовые сцены (казино, ресторан, выставка
собак, синагога). К своим моделям художник зачастую относится иронично.
Но эта ирония настолько ярко и экспрессивно, как бы радостно выражена,
что не рискует вылиться в скепсис и жизнеотрицание Екклезиаста.
Сама манера - яркая, жизнеутверждающая - спасает картины от карикатурности
и шаржизма.
Надо слышать, как Арон Иосифович произносит
названия своих картин: “В баре сидит”, “В метро поднимается”, “Покупают
картины”, “В тире стреляют”. Замечаете? Все это глагольные конструкции.
И действительно, большинство картин Зинштейна процессуальны, показывают
некое движение, действие. “Никто не знает, что такое законченность в живописи,
- говорит художник. - Может быть, законченность - это некий звон или, может
быть, единое движение, на одном дыхании запечатленное автором. Или что-то
еще”. Возможно, из-за желания поймать, схватить это “единое движение” чувства,
мысли, пространства, жизни художник Зинштейн пишет быстро и легко, и живопись
его - легкая, воздушная. Худсовет семидесятых вынес бы вердикт: “легкомысленная”.
Принцип Зинштейна - фиксировать реальный момент,
впечатление и не давать воли фантазии. Он делает мгновенные зарисовки в
транспорте, на улице... Один галерист в Бремене сказал художнику: “Вы могли
бы зарабатывать своими набросками”. В итоге родился альбом “Из поварской
книги Арона Зинштейна” (“Kuchenbuch als Aaron Zinshtein”).
Правда, денег за свои “почеркушки” не взял: все досталось немцу. Что ж,
художественный гений не обязан сопровождаться еще и гением коммерческим...
“Глагольные” названия зинштейновских картин
далеко не случайны. Художник увлечен изменяющейся реальностью с ее бытовой
неприхотливостью, он не отделяет предмет от движения среды и не идеализирует,
не возвышает модель. Поток меняющейся действительности захватывает его,
и он чутко улавливает смену состояний, как мира, так и своих собственных.
Художник отказывается от сотворения символов и образов; он весь - в реальном,
подтверждая его и растворяясь в нем своей творческой манерой. В данном
случае творческая манера обостряется и оттачивается смешной и грубоватой,
но милой реальностью, а реальность уплотняется и оседает в отточенной творческой
манере. Инь-Янь?
Если брать литературные аналогии, можно уподобить
Зинштейна Венедикту Ерофееву: им свойственна общая трагикомическая
мощь, когда сюжет не загрязняет, а лишь провоцирует общий воздушный поток
хмельного авторского воодушевления. Впрочем, из любимых писателей, наряду
с русской классикой, Зинштейн называет Шолом-Алейхема, близкого
ему по темпераменту. Зинштейновское упоение миром, его, можно сказать,
восторг выражается в необычайной плодовитости этого мастера.
Но в своей гонке за реальностью художник чутко
следит, чтобы не остаться неподвижным и косным, сам он постоянно ускользает
от своей собственной манеры, обновляется. “Главное - меняться”, - говорит
Зинштейн. И формулой его творчества можно назвать “постоянство подвижности”,
“постоянство перемен”.