АГОНИЯ ИСКУССТВА
С БИТЬЕМ ПОСУДЫ В ТЕМНОЙ ПОДВОРОТНЕ

     “Евреи, вернитесь в Россию”, - таким призывом, напечатанным на листовках, группа “Новые тупые” приветствовала начало III-го МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ПЕРФОМАНСА в Манеже.
     “Тупые” - ребята веселые, их искусство представляет собой различные жизнерадостные приколы, оживляющие работу новых невиданных направлений визуальной деятельности. Одновременно с разбрасыванием листовок Вадим Флягин и Владимир Козин развернули на балконе Манежа огромный тщательно написанный плакат: “Идите в ж...пу, любители искусства”, - впрочем, этот слоган уже применялся группой неоднократно.
     Акция “тупых” несколько развеяла печальную атмосферу открытия фестиваля, несчастным образом совпавшего с днем траура, объявленным 23 августа. Именно из-за траура были отменены или изменены некоторые представления. Памяти погибших на подводной лодке “Курск” моряков посвятил свой перфоманс англичанин Майкл Мэйхью, известный представитель боди-арта. Радикальный художник отказался от запланированного рисования собственной кровью и предложил зрителям помянуть ушедших маленькими стопочками русской водки.
     Собранная предварительной рекламой большая аудитория отнюдь не была разочарована; любопытство вовсе не тождественно кровожадности. Было пролито много краски, много водки, а крови – чуть-чуть.
     Если вспомнить шокирующие эксперименты адептов этого модного на Западе направления боди-арта, их публичные выступления порой заканчиваются очень трагично. Шварц Коглер в 1963 году во время перфоманса в экстазе отсек интимную часть своего тела. Ужас поверг зрителей в столбняк, медицинская помощь не была вовремя оказана, акционист истек кровью и умер.
     Петербургские же поклонники визуального искусства своей спокойной реакцией вряд ли кого-нибудь приведут в экстаз, что, возможно, разочаровало финского перформансиста Пентти Кошкинена. Эксгибиционист и вредитель подготовил анально-садомазохистскую акцию. Больше часа он демонстрировал свою наготу, чем-то сосредоточенно ковыряя в своем теле. Зрелище было поистине тошнотворным, и не нашлось любопытного, пожелавшего уточнить, какого рода красная жидкость стекала ручьями по голым ногам безумца.
     Финское искусство традиционно отличается своей медлительностью и неторопливостью, что значительно затрудняет общение с ним носителей других культур. Два года назад один профессор из Хельсинки шел в Петербург на открытие II-го Фестиваля перфоманса четыре (!) недели. В июльскую жару он передвигался на лыжах и, несмотря на то, что очень торопился, попал только на церемонию закрытия.
    На фестивале, проходившем в этом году, присутствовали 53 участника из 22 стран. Израиль представляла Адина Бар-Он сольным номером “Жертва”. В мелодике, приближенной к истерическим рыданиям, Адина выражала синтез эмоций, навеянных женской болтовней, криками младенцев и военными маршами.
     Размышления об отношениях между исполнителем и аудиторией воплотила Рэйчел Кларк из Великобритании в перфомансе “Чужие одежды”, самым замысловатым образом снимая и надевая на себя мужские рубашки, путаясь в них так, что казалось: без посторонней помощи из этой ситуации ей не выбраться.
     Многие представленные проекты несли глубокий философский смысл с социальным и порой даже политическим подтекстом. Тем не менее, устроители фестиваля, Тим Годаски и Владимир Еременко-Толстой, акцентировали свое внимание на действах исключительно эротического содержания.
     Лучшим из российских акционистов был признан Игорь Баскин. Его фотографии, сделанные на улице, отвечают популярной в Западной Европе моде на вуаеризм – подглядывание. Когда фотохудожники устанавливают камеры в люках на мостовой или еще в каких-нибудь неожиданных потаенных местах. Игорь превзошел западных новаторов: он не унижается до подглядывания, а открыто и искренне объясняет приглянувшимся в толпе девушкам, какую степень интимности хотел бы отразить в своих работах. Получив согласие. Он фотографирует модели где-нибудь в темной подворотне. Баскин считает, что искренность – новое ценное качество абсурдного искусства, создающего неоромантизм, возможность вернуться к истинным эмоциональным ценностям, выраженным понятным языком.
     Из иностранных участников предпочтение было отдано Шинед О’Доннел из Ирландии. Хрупкая девушка продемонстрировала красоту своего тела в процессе крушения кухонной посуды.
     Деструкция вообще очень популярна на современных выставках. Сам консультант фестиваля, В. Еременко-Толстой, экспонировал работу “Искусство умерло”. Не хочется полемизировать с венским знатоком эксперимента и перфоманса и приводить примеры, не имеющие отношения к вышеописанным событиям. Искусство пока не умерло. Но агонизирует совершенно явственно.

Нина Захарова
Сайт создан в системе uCoz