“Евреи, вернитесь в Россию”,
- таким призывом, напечатанным на листовках, группа “Новые тупые”
приветствовала начало III-го МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ИСКУССТВ И ПЕРФОМАНСА в Манеже.
“Тупые” - ребята веселые, их искусство представляет
собой различные жизнерадостные приколы, оживляющие работу новых невиданных
направлений визуальной деятельности. Одновременно с разбрасыванием листовок
Вадим Флягин и Владимир Козин развернули на балконе Манежа
огромный тщательно написанный плакат: “Идите в ж...пу, любители искусства”,
- впрочем, этот слоган уже применялся группой неоднократно.
Акция “тупых” несколько развеяла печальную
атмосферу открытия фестиваля, несчастным образом совпавшего с днем траура,
объявленным 23 августа. Именно из-за траура были отменены или изменены
некоторые представления. Памяти погибших на подводной лодке “Курск” моряков
посвятил свой перфоманс англичанин Майкл Мэйхью, известный представитель
боди-арта. Радикальный художник отказался от запланированного рисования
собственной кровью и предложил зрителям помянуть ушедших маленькими стопочками
русской водки.
Собранная предварительной рекламой большая
аудитория отнюдь не была разочарована; любопытство вовсе не тождественно
кровожадности. Было пролито много краски, много водки, а крови – чуть-чуть.
Если вспомнить шокирующие эксперименты адептов
этого модного на Западе направления боди-арта, их публичные выступления
порой заканчиваются очень трагично. Шварц Коглер в 1963 году во
время перфоманса в экстазе отсек интимную часть своего тела. Ужас поверг
зрителей в столбняк, медицинская помощь не была вовремя оказана, акционист
истек кровью и умер.
Петербургские же поклонники визуального искусства
своей спокойной реакцией вряд ли кого-нибудь приведут в экстаз, что, возможно,
разочаровало финского перформансиста Пентти Кошкинена. Эксгибиционист
и вредитель подготовил анально-садомазохистскую акцию. Больше часа он демонстрировал
свою наготу, чем-то сосредоточенно ковыряя в своем теле. Зрелище было поистине
тошнотворным, и не нашлось любопытного, пожелавшего уточнить, какого рода
красная жидкость стекала ручьями по голым ногам безумца.
Финское искусство традиционно отличается своей
медлительностью и неторопливостью, что значительно затрудняет общение с
ним носителей других культур. Два года назад один профессор из Хельсинки
шел в Петербург на открытие II-го Фестиваля перфоманса четыре (!) недели.
В июльскую жару он передвигался на лыжах и, несмотря на то, что очень торопился,
попал только на церемонию закрытия.
На фестивале, проходившем в этом году, присутствовали
53 участника из 22 стран. Израиль представляла Адина Бар-Он сольным
номером “Жертва”. В мелодике, приближенной к истерическим
рыданиям, Адина выражала синтез эмоций, навеянных женской болтовней, криками
младенцев и военными маршами.
Размышления об отношениях между исполнителем
и аудиторией воплотила Рэйчел Кларк из Великобритании в перфомансе
“Чужие одежды”, самым замысловатым образом снимая и надевая
на себя мужские рубашки, путаясь в них так, что казалось: без посторонней
помощи из этой ситуации ей не выбраться.
Многие представленные проекты несли глубокий
философский смысл с социальным и порой даже политическим подтекстом. Тем
не менее, устроители фестиваля, Тим Годаски и Владимир Еременко-Толстой,
акцентировали свое внимание на действах исключительно эротического содержания.
Лучшим из российских акционистов был признан
Игорь Баскин. Его фотографии, сделанные на улице, отвечают популярной
в Западной Европе моде на вуаеризм – подглядывание. Когда фотохудожники
устанавливают камеры в люках на мостовой или еще в каких-нибудь неожиданных
потаенных местах. Игорь превзошел западных новаторов: он не унижается до
подглядывания, а открыто и искренне объясняет приглянувшимся в толпе девушкам,
какую степень интимности хотел бы отразить в своих работах. Получив согласие.
Он фотографирует модели где-нибудь в темной подворотне. Баскин считает,
что искренность – новое ценное качество абсурдного искусства, создающего
неоромантизм, возможность вернуться к истинным эмоциональным ценностям,
выраженным понятным языком.
Из иностранных участников предпочтение было
отдано Шинед О’Доннел из Ирландии. Хрупкая девушка продемонстрировала
красоту своего тела в процессе крушения кухонной посуды.
Деструкция вообще очень популярна на современных
выставках. Сам консультант фестиваля, В. Еременко-Толстой, экспонировал
работу “Искусство умерло”. Не хочется полемизировать с венским
знатоком эксперимента и перфоманса и приводить примеры, не имеющие отношения
к вышеописанным событиям. Искусство пока не умерло. Но агонизирует совершенно
явственно.