ТРЕТЬЕ РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА

     Шоа, Холокост, Катастрофа - так обычно называют уничтожение шести миллионов евреев Европы. В этом списке парадоксальным образом отсутствует название этой трагедии на идише, а ведь из шести миллионов погибших пять говорили именно на этом языке. Между тем, такое название есть, и оно лучше всего выражает суть произошедшего: Дер дритер Хурбм, Третье разрушение Храма.
     Древнееврейское слово хурбм (разрушение) приобрело в идише новый оттенок: дер Хурбм - разрушение Храма или святыни, подобной Храму, не просто трагедия, которыми так богата еврейская история, но гибель целого мира. Разрушение Храма - начало изгнания.
     Поскольку евреи Восточной Европы, осознав свои общины как метафору Иерусалима, обозначали их термином кегиле кдуше, святая община, постольку гибель ашкеназского мира должна быть уподоблена гибели Иерусалима и Храма. Сегодня евреи-ашкеназы, где бы они ни жили, в Москве или Тель-Авиве, Петербурге или Нью-Йорке, все острее осознают то, что их жизнь протекает не только в галуте, метафизическом изгнании, но и в конкретном голусе, изгнании разлучившим их с землей, культурой и языком их отцов и дедов.
     Разрушение Иерусалимского Храма запечатлено не только в коллективной памяти еврейского народа, в ритуале и в литургии, вечным знаком этой трагедии стала великая руина - Западная Стена. Точно также руины великих синагог Восточной Европы стали воплощением Третьего разрушения Храма, материальным символом ашкеназского голуса.
     В XX в. были уничтожены многие синагогальные здания, а те, которые все еще стоят, разоренные и покинутые, потрясают своим величием случайного путешественника. Эти прекрасные, даже в своем нынешнем скорбном состоянии, здания властно стирают стереотипное представление о культуре еврейского местечка как о явлении скудном и малоинтересном. Мертвые синагоги внятно повествуют о славе и гибели еврейских общин Восточной Европы.
 
Сатанов. Синагога.
Фото А. Соколовой
     Архитектура каменных синагог XVI-XVIII вв. представляет собой особую, интереснейшую и все еще мало изученную страницу европейского зодчества. Во второй половине XVI - первой половине XVII вв., в так называемый "золотой век польского еврейства" сложился оригинальный тип синагогального здания. Синагоги выполняли функции не только культового, но и оборонного сооружения. Массивные стены, узкие, высоко поднятые окна, аттик с бойницами, за которым стояли пушки, - все это превращало синагогу в цитадель феодального замка. Такое синагогальное здание входило в городскую фортификационную систему, защищая не только еврейский квартал, но и контролируя одну из ведущих в город дорог. Синагога нередко возводились в предместье, например в Шаргороде, или в черте городских укреплений, например в Остроге или Сатанове. Увенчанная короной аттика синагога возвышалась над окружающими ее невысокими домами, была одной из архитектурных доминант города. Как правило, появление каменной синагоги свидетельствовало не только о том, что данный город достиг процветания, но и о том, что он на какое-то время стал своеобразной "еврейской" столицей края. Так, например, еврейские общины Сатанова и Любомли были одно время главными кагалами Подольской и Холмской земель, соответственно.      В XVI-XVIII вв. монументальное синагогальное зодчество Речи Посполитой следовало в русле собственных традиций, хотя еврейские общины Польши обращались к авторитетным раввинам Центральной Европы по поводу молитвенного ритуала и других аспектов религиозной жизни. Редким примером западноевропейского влияния является синагога “Золотая Роза”, заложенная в 1582 г. в еврейском квартале Львова.
     В разнообразных вариантах пространственно-планировочных решений монументальных синагогальных зданий, которые возводились на протяжении, по крайней мере, трех веков в городах и местечках Польско-Литовского государства, легко можно обнаружить одну и ту же архитектурную форму. Она была задана доминированием главного объема здания - молельного зала для мужчин, пропорции которого были близки к кубу. Фокальными точками внутреннего пространства синагоги являются вместилище для свитков Торы, арон-кодеш, на восточной стене, и подиум для рецитации Торы, бима, в центре зала. Низкие пристройки, примыкавшие к такому двусветному залу с двух или трех сторон, образовывали своеобразный цоколь здания. В них размещались вестибюль, помещения для женщин, бейт-мидраш и пр. Архитектура такого сооружения подчинена идее центричности, цельности статичного ядра, притягивающего к себе, словно магнитом, незначительные, легко изменяющиеся элементы.
     Наиболее значимо новая архитектурная форма, проявила себя в синагогальных зданиях так называемого крепостного типа, которые строились в конце XVI – первой половине XVII вв. и были особенно распространены в городах и местечках Червонной Руси (впоследствии Галиции), Литвы, Волыни и Подолии.
     Молитвенный зал синагоги в Сатанове свободен от опор и перекрыт коробовым сводом, хотя форма плана этого помещения близка к квадрату.
     Молитвенные залы синагогальных зданий в Шаргороде и Остроге имеют иную конструкцию, более характерную для синагог крепостного типа: четыре колонны, несколько сближенные к центру зала, служат опорами для арок, обеспечивающих прочность перекрытия за счет его деления на небольшие крестовые своды. Такое пространственно планировочное решение зала стало традиционным.
     Жестокие войны и восстания середины XVII в. уничтожили многие еврейские общины Украины и Белоруссии, но ничего не смогли сделать с могучими зданиями синагог крепостного типа. Они продолжали стоять среди сожженных, разоренных городов и местечек. Влияние архитектуры таких синагог продолжало ощущаться в синагогальных постройках в XVIII и даже в XIX вв., так как образ неприступной цитадели как символа высокого социального статуса и автономии еврейской общины оставался по-прежнему актуальным.
     С конца XVII в. наступает период экономического оскудения еврейских общин Восточной Европы. Кроме того, в XVIII в. изменения в структуре общины приводят к тому, что городскую синагогу заменяет множество небольших молитвенных домов, объединяющих членов ремесленного цеха, хасидской общины или религиозного братства. Таким образом, монументальные каменные синагоги строят все реже, им на смену приходят небольшие деревянные и кирпичные синагоги иной архитектуры.
     Средневековая "Большая" или "Старая" синагога, была лишь одним из множества еврейских молитвенных домов и синагог в городе или местечке. Как правило, в ней молились бедняки, а прочие горожане собирались только во время праздничных богослужений. Но именно такой старой, огромной синагогой, чье здание как мхом обрастало легендами и преданиями, больше всего гордились местные евреи, связывая с ней имена мудрецов и подвижников, когда-то живших в их городе.
     Пережив несколько столетий, каменные синагоги не вынесли катаклизмов XX в. Их разрушение началось еще в первую мировую войну, когда весь Западный край оказался в полосе военных действий.
     После революции синагоги на территории Советского Союза были закрыты и разграблены. В 1920-1930-ых гг. целый ряд синагогальных зданий был разрушен или полностью уничтожен советской властью. Например, высокая барочная крыша была сорвана с синагоги в Рашкове в начале 1930-х гг. в ходе антирелигиозной компании.
     В период Bторой мировой войны были взорваны наиболее исторически важные синагогальные здания. Например, нацисты взорвали знаменитую синагогу "Золотая Роза" в Львове. Множество синагогальных зданий пострадало от тягот войны и оккупации. Когда война закончилась, руины некому было ни охранять, ни реставрировать. Евреи погибли, а власти эти здания не интересовали. Множество руин, которые еще можно было восстановить, было разобрано.
     Следующая волна уничтожения пришлась на начало 1960-х гг., хотя к этому времени синагогальные здания давно не выполняли культовых функций. Так, в этот период были взорваны великолепные синагоги крепостного типа в Меджибоже и Любомле.

Броды. Синагога.
Фото А. Соколовой

     Разрушение синагог, несмотря на таблички "Охраняется государством", продолжается и сегодня. В середине 1980-х гг. рухнула стена нартекса синагоги в Бродах, в 1994 г. - синагога в Бережанах. Под угрозой разрушения в самое ближайшее время находится заброшенные, неиспользуемые синагогальные здания, например, синагога в Сатанове и Остроге. В лучшем положении находятся здания, которые нашли хоть какое-то применение, как, например, синагоги в Шаргороде и Ильинцах, в которых в настоящее время размещены небольшие заводы, или синагога в Слониме, здание которой занято городским архивом.
     В жестоких войнах второй половины XVII в. многие города Украины были сожжены дотла. Зачастую, когда евреи вновь возвращались на пепелище, старая синагога служила единственным свидетелем, удостоверявшим их былое присутствие в разоренном городе, их грамотой на право возвращения в него. Вероятно, это обстоятельство послужило источником одного старого преданья, которое можно до сих пор услышать там, где сохранилась старая синагога, дата постройки которой теряется для местных жителей во мгле веков.
     Рассказывают: дети, играя, случайно откопали стены какого-то древнего здания. Стали копать дальше и выкопали из земли здание синагоги.
     Сегодня это предание звучит как притча.
В. Дымшиц, А. Соколова

Выставка открыта
с 11 сентября по 27 октября 2000 г.
по адресу: Исаакиевская пл. 5
среда, четверг, пятница с 16 до 18 часов,
воскресенье с 13 до 17 часов.
В это и другое время проводятся экскурсии
по предварительным заявкам.

Справки по тел. 314 - 40 - 34

Выставка проводится
при финансовой поддержке Джойнта.

Сайт создан в системе uCoz