МАСТЕР НЮАНСА
Художники, принадлежащие поколению Иосифа
Натановича Зисмана, не избалованы выставками, статьями, каталогами.
Редким счастливцам из них удалось увидеть свои работы — не одну или две,
традиционно выбираемые выставкомами, а более или менее полный художественный
ряд, дающий представление о том или ином периоде творчества мастера, —
на стенах “Манежа”, ЛОСХа и других известных и популярных выставочных площадок.
Имена молодых художников, более мобильных в сложившейся ситуации, активно
ищущих свою дорогу в жизни и в творчестве, достаточно часто появляются
в художественной афише города, художники же старой формации остаются в
тени. Нельзя сказать, что они совершенно забыты, но их в большей степени
знают и ценят друзья и искусствоведы — те, кому довелось бывать в мастерских,
наслаждаться полнотой демонстрируемого художниками изобразительного ряда,
мощью и неисчерпаемостью таланта авторов.
У Иосифа Натановича Зисмана за всю его долгую
и, можно сказать, счастливую творческую жизнь прошло семь персональных
выставок. Самой значительной из них, безусловно, является состоявшаяся
в 1994 году в петербургском Центральном выставочном зале “Манеж”. Предложенная
вниманию зрителя выставка в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме не ставит
перед собой задачи показать развитие творческого пути Зисмана или осветить
какой-то конкретный период его живописи. Отобранные для экспозиции работы,
созданные в период с 1956 по 1996 год, увлекают зрителя в интереснейшее
путешествие по жизни и творчеству мастера.
|
|
Автопортрет. 1980
|
Старая женщина. 1956
|
Иосиф Натанович Зисман родился в 1914 году в местечке
Бобровницы, под Киевом. В пятилетнем возрасте во время погрома потерял
отца и мать. Вместе со старшей сестрой был отдан на воспитание в киевский
еврейский детский дом, где и заинтересовался искусством. Художественные
способности мальчика не были оставлены без внимания, и он становится студентом
Киевского художественного техникума “Культурлиги”. Его первым учителем
рисования был Э. Шехтман, ученик знаменитого М. Бойчука. Ранний период
творчества Зисмана завершился первой персональной выставкой в Биробиджане,
куда он приезжает, захваченный всеобщим энтузиазмом.
Свое образование Зисман продолжает в Московском
институте повышения квалификации художников в классе живописи Б. Иогансона,
к которому у художника сохранилось чувство глубокой признательности. Занятия
живописью прерывает служба в армии. Затем война, служба в армии до 1953
года. Увольнение из армии не принесло долгожданной свободы: перед художником
постоянно стояла проблема заработка. Решением финансовых проблем явился
лишь выход на пенсию и получение гарантированных 120 рублей в месяц, столь
необходимых для семьи. Шестидесятилетний Зисман в полном смысле расправил
крылья, его творчество стало эволюционировать с необыкновенной быстротой.
|
|
В Ленинградском порту.
1965 - 1971
|
Ивы. 1995
|
Большую часть творческого багажа Зисмана составляют
пейзажи. Это и Ленинград, и Украина, и Закарпатье, и Прибалтика, и многие
другие места, увиденные во время летних путешествий. Трансформирующиеся
от видов к впечатлениям, они поражают своей свежестью, неуловимостью ощущений,
в совокупности передающих атмосферу той или иной местности.
Не менее значимую роль в творчестве художника
играет портрет. Он много портретирует своих родных. Его дочь, с улыбкой
глядя на собственное изображение 1980 года (“Наташа с книгой”), говорит,
что всегда и она, и ее мама изображаются читающими. Зисман много работает
над натурой в поездках в дома творчества. Там же он открывает для себя
столь желанный, но недоступный ранее бытовой жанр. Подтолкнула к этому
совершенно заурядная ситуация, связанная с плохой погодой. И на холстах
Зисмана появилась сначала одна фигура, стоящая на балконе, потом вторая,
и вот они уже заговорили друг с другом, и это уже не Натура, а Разговор.
Далее на фоне летнего пейзажа, рождающего ощущение праздности и неторопливости
отдыха, на скамеечке появились старики, мирно беседующие с внуками, на
автобусных остановках — томящиеся в ожидании женщины, игроки в карты за
столом в каком-то неизвестном и все же столь знакомом саду.
|
|
|
Отдых. 1980
|
Старый еврей. 1993
|
Три фигуры. 1991
|
Все работы Зисмана, к какому бы жанру они ни принадлежали,
наполнены светлой печалью, покоем и добротой. И хотя на его полотнах не
встретишь ни традиционных типажей, облаченных в национальные одежды, ни
старцев в талесах, совершающих молитву, они, несомненно, пропитаны светом
еврейской духовности. Да и сам мастер однажды заметил: “Местечко?! Местечковость?!
Но это же часть истории моего народа, его культура”*.
Произведения Зисмана практически не поддаются
точной датировке, ибо, работая в мастерской (где-то с середины 1970-х годов,
по его собственному признанию, натура стала мешать ему), он постоянно возвращается
к тем или иным темам, создает варианты того или иного сюжета. Накладывая
красочный слой один на другой, он изменяет не композицию, а колористический
строй картины, меняя всю ауру настроения. Зисман — художник нюансов, его
полотна, лишенные внешнего драматизма события, глубоко психологичны и беспредельно
живописны.
Иосиф Натанович Зисман не относится к тем
художникам, которые намеренно изолируют себя от художественного наследия
и современной им художественной жизни. Внимательный зритель не может не
заметить в творчестве мастера его пристального интереса к творчеству П.
Боннара, Э. Вюйара, А. Матисса, А. Марке, И. Левитана, В. Борисова-Мусатова,
П. Кузнецова. С не меньшим вниманием относится художник и к своим современникам:
В. Пакулину, А. Ведерникову, Р. Фрумаку, А. Каплану, Г. Егошину, З. Аршакуни
и другим. И, в свою очередь, современники не остались безразличны к творческому
и личностному обаянию Зисмана.
Некоторые из их отзывов приведены в красочном
каталоге, выпущенном к этой выставке Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга
при поддержке Джойнта.
Н.ЗАВЬЯЛОВА
* Цит. по: Ласкин С. “Цвет не должен быть одиноким”
// Петербургский Час пик. 1998. 15 апреля.
Сайт создан в системе
uCoz