Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ отвечает на вопросы Михаила ГОРЕЛИКА
- У меня был один знакомый. Отец завещал ему смешивать любые напитки, кроме воды. Он говорил: "Уж я-то знаю, что делают с водой - в воде купаются". Это напоминает мне вашего Веничку Ерофеева: в его знаменитых рецептах смешений с водой тоже не предусмотрено.
- Веничкины коктейли - это снобизм. Я хотел
бы обсудить вещи более традиционные. Греки пили разбавленное вино, и они
бы сочли вашего знакомого, знающего, на что употребить воду, варваром.
У Пушкина есть перевод оды Анакреона, где говорится как раз об этом: "Что
же сухо в чаше дно? Наливай мне мальчик резвый, только пьяное вино раствори
водою трезвой. Мы не скифы, не люблю, други, пьянствовать бесчинно, нет,
за чашей я пою иль беседую невинно".
- Перевод этой оды не привел к тому, что в
России стали разбавлять вино водой? И авторитет Пушкина не помог? Кстати,
во времена Талмуда евреи "водою трезвой" вино тоже разбавляли.
- А что, в Талмуде это обсуждается?
- И это, и многое другое, связанное с вином.
Если собрать все воедино, хватило бы на целую книгу.
- Почему в Талмуде это занимает такое место?
- Потому, что вино - важная часть еврейской
культуры, быта и даже храмовой службы. Вино входило в состав многих жертвоприношений.
Вино - непременная часть наших праздников, вино обязательно должно быть
на субботнем столе. Во время праздника Песах каждый еврей должен выпить
четыре ритуальных бокала. Но, что характерно, вино никогда не становилось
проблемой: евреи умели пить не напиваясь.
- Хорошо, а как же тогда объяснить, что
в описании пира, который дал Иосиф в честь своих братьев, сказано, что
они пили и опьянели?
- Угощавший братьев Иосиф воспринимался ими
как египетский сановник, от которого они зависели. Дело происходило в египетском
дворце, и евреи, которые пришли в Египет как просители, находились под
давлением чуждых им обычаев.
- Ну, это был еще и вопрос профессиональной
пригодности.
- Безусловно, продающий вино в принципе, должен
быть трезв. Это само собой, но все-таки трезвость была специфической чертой
еврейской культуры.
В отличие от России отношение к пьяницам лишено
в еврейском обиходе какой бы то ни было снисходительности. Пьянство рассматривается
как нечто очень плохое, в высшей степени постыдное и опасное.
- Снисходительность к пьяным - свойство
не только русского менталитета. Скажем, в классической китайской поэзии
опьянение вовсе не рассматривается как нечто постыдное, оно даже поэтизируется.
Я слышал, что туристам в Китае показывают камень, который, по преданию,
заблевал захмелевший Ли Бо.
- Камень - объект, исключительно удобный для
показа туристам. Есть красивая легенда о смерти Ли Бо. Пьяный, он вышел
к реке, увидел луну в воде, устремился к ней, чтобы поцеловать ее, и утонул.
В нашей культуре отношение к пьянству не лирическое, а саркастическое.
В книге Притчей перечисляются последствия неумеренных возлияний: вой, стон,
раны и глаза багровые. Действие вина сравнивается со змеиным укусом.
Библейские истории о глумлении сына над напившимся
Ноем, о Лоте, который в пьяном беспамятстве вступил в сексуальный контакт
с дочерьми, - это проведение красной черты, демонстрационный ролик: что
может случиться, если преступить эту черту.
Есть рассказ о Ное, как он посадил виноградную
лозу, ставшую причиной его будущих неприятностей, и как к нему пришел Сатана
и предложил агрономические услуги. Ной, на свою голову, согласился. Сатана
зарезал овцу, льва, обезьяну и свинью и полил их кровью лозу. С тех пор
пьющий человек сначала кроток, как овца, затем смел, как лев, потом кривляется,
как обезьяна, и, в конце концов, валяется в грязи, как свинья. Ной поочередно
прошел все эти стадии.
- В Библии сообщается, почему напился Лот,
а вот почему это произошло с Ноем, не сказано. У вас есть какое-то объяснение?
- Ну, как же, мир, в котором он жил
и который любил, перестал существовать. Ною было от чего впасть в тоску
и депрессию, и он запил горькую, причем запил в полном одиночестве. По-моему,
это очень по-русски.
- Большая пьянка упоминается в книге Есфирь.
- Да, там пили несколько месяцев, и все кончилось
грандиозным скандалом в семействе персидского владыки. Стандартная ситуация:
человек напивается и создает проблемы для себя, для своих ближних, а если
он царь, то и для всего мира.
Кстати, с книгой Есфирь связана самая, пожалуй,
экстравагантная еврейская заповедь: напиться. Причем некоторые выполняют
эту заповедь с большим рвением. Но следует учесть, что Пурим - карнавальный
праздник, и это единственный день в году, когда следует делать то, что
запрещено в другие дни.
В Притчах вино названо "глумливым", но таким
оно становится только, если злоупотреблять им. Вино должно приносить человеку
радость и веселье. Поэтому мы благословляем вино, благословляем Творца,
благодаря Которому растет и дает плод каждая лоза.
Я бы сказал так: у человека есть верх, и есть
низ. Верх - это все лучшее в нем, а низ, ну скажем так, - канализация.
И вверху, и внизу есть закупоренные отверстия. Вино выбивает пробку. Проблема
в том, какую: сверху или снизу? Что выльется: радость или нечистоты?
Числовое значение слова "вино" равно числовому
значению слова "тайна". Входит вино - выходит тайна. У человека много тайн,
и от него зависит, какая из них выйдет наружу.