Праздник музыки, молодости, таланта

     Третья неделя сентября выдалась яркой, солнечной, теплой и незабываемой не только потому, что таковой была погода, но и потому, что она ознаменовалась настоящим праздником музыки, творческого вдохновенья, таланта, молодости, братства.
     С 19 по 23 сентября на берегах Невы прошел Первый Международный конкурс пианистов-композиторов, посвященный выдающемуся композитору, нашему современнику, ставшему уже классиком, Народному артисту России, профессору Сергею Слонимскому.
Художественный руководитель конкурса Любовь Борухзон 
с композитором Сергеем Слонимским
 
     Главная цель конкурса – выявить и дать возможность раскрыться молодым талантливым музыкантам, сочетающим в себе исполнительские и композиторские способности, – несомненно, была достигнута. В конкурсе участвовали 27 ребят из 20 городов России, других стран СНГ, Латвии, Польши и Израиля, и каждый из них предстал интересной и самобытной творческой личностью.
     Сама программа конкурса “провоцировала” юных музыкантов проявить себя всесторонне: требовалось исполнить крупное произведение композитора-романтика XIX века (например, Шопена, Листа, Шумана, Чайковского), пьесы С.Слонимского (2-ая половина XX века), представить свои собственные сочинения, в которых зачастую слышались влияние уважаемого мэтра (например, в пьесе “К Икс” Томаша Пращалека из Польши), национальный колорит музыки стран, представляемых участниками (например, в пьесе “Такмак” Артура Вафина из Казани, в сюите на азербайджанские темы Пики Ахундовой из Баку, пьесе “На ярмарке” Нины Харченко из Киева, в калейдоскопе тем которой угадывались народные украинские песни). Одной из интереснейших “интриг” программы было исполнение концерта для фортепиано с оркестром Моцарта с каденцией, которую конкурсант должен был заранее сочинить сам (каденция – это сольный эпизод, когда оркестр замолкает, и солист демонстрирует свою фантазию и пианистическое мастерство; в старину была такая традиция – каденции: артист импровизировал прямо на сцене). Было очень интересно следить за “выплеском” фантазии юных авторов. Одним из итогов конкурса станет публикация сборника лучших произведений юных музыкантов. 
Член жюри, профессор Иосиф Дорфман, 
Израиль
      Еще одной особенностью этого необычного музыкального соревнования явилось включение в программу 2-го тура (наравне с концертом Моцарта) 3-й части “Еврейской рапсодии” Сергея Слонимского. К участию во 2-м туре жюри допустило 12 участников. 12 раз звучал финал “Еврейской рапсодии” в сопровождении Государственного оркестра радио и телевидения под управлением Народного артиста России С.Горковенко, и каждый исполнитель дополнил его новыми красками и своим собственным чувством. Слышно было, что эта яркая, образная, театрально-зримая музыка им нравится, и они особенно “выкладывались”, вдохновленные присутствием автора. Сергей Михайлович Слонимский – почетный председатель жюри – прослушал абсолютно всех участников, не обойдя ни одного своим вниманием и добрым словом.
     Финальный концерт, состоявшийся в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, был настоящим музыкальным пиршеством, где не было победителей и побежденных. Выступили абсолютно все участники. Играли вдохновенно, увлеченно, подбодренные Мастером, жюри и публикой.
Самая молодая участница конкурса Гюльнара Сафарова, 
11 лет, Москва

     Хочется отметить, что и на открытии конкурса, и на концерте членов жюри, известных исполнителей из разных стран, и на всех конкурсных прослушиваниях, которые проходили в Большом зале Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания (ОЦГЭВ), и на заключительном концерте в Малом зале филармонии были полные залы и настоящая, живая конкурсная атмосфера. Публика, вооруженная подробными, содержательными, хорошо оформленными буклетами, “болела” за каждого конкурсанта.
    Символом признательности и любви петербургской публики к творчеству С.М.Слонимского стала специально нарисанная художником Геннадием Карабинским картина "Музыкант", торжественно преподнесенная Маэстро оргкомитетом конкурса.
     Остается добавить, что инициатором конкурса явился Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, а главным спонсором – “Джойнт” (в рамках программы сотрудничества “Кливленд–Санкт-Петербург”). Исполнительный директор конкурса Александр Френкель (директор ЕОЦ), автор идеи, программы и художественный руководитель конкурса Любовь Борухзон (руководитель фортепианного отдела ОЦГЭВ, художественный руководитель детских музыкальных театров “Вокруг рояля” и “Киндер-йорн”), администраторы Ефим Бабушкин и Леокадия Френкель блестяще организовали конкурс, который прошел без “сучка и задоринки”, легко и празднично, оставив неизгладимое ощущение счастья и радости, как у участников, так и у слушателей.
В.Г.
Сайт создан в системе uCoz