Дровишки
для жертвоприношения

Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ отвечает на вопросы Михаила ГОРЕЛИКА

Осел
не испытывает страха
не потому,
что он герой,
а потому,
что он осел.

     - Вот вы говорите, что чем более пуглив человек, тем больше развито у него воображение, но ведь отсюда следует, что абсолютно бесстрашный человек должен быть начисто лишен воображения.
    - Вот именно. Это либо какое-то его патологическое отсутствие, либо полное незнание мира. Ребенок вылезает на подоконник потому, что просто не понимает, чем ему это грозит. Человек с воображением легко представит себе, как он теряет равновесие, соскальзывает, тщетно цепляется пальцами, крутя ногами над пустотой.
    - И у него потеют ладони.
    - Что?
    - Я говорю, ладони у него потеют, когда он предается этим фантазиям.
    - Ну да. А вот вам другой пример: контрабандист приближается к границе. Он уже задолго начинает волноваться - между тем погонщик осла не испытывает ни малейшего дискомфорта. Добрались - тут уже и погонщику становится как-то не по себе. Единственный, кто совершенно спокоен, так это осел.
    -А чего ослу волноваться?! С ослом все в порядке.
    - С ослом всегда все в порядке. Я собственно, хочу сказать, что страхи связаны с общим представлением о мире. Ослы не ощущают страха перед "границей". И не потому, что смелы, а потому, что ослы.
    -Они считают, что эта "граница" иллюзорна.
    - Да, осел так считает, граница для него действительно не существует. У животных вообще страхов куда меньше, чем у людей. Это в силу отсутствия воображения - я говорил уже.
    Мне хотелось бы, чтобы вы меня правильно поняли. Это все-таки не более чем аналогия, и я вовсе не хочу обидеть людей, которые смотрят на мир иначе, чем я.
    -Вряд ли вы кого-то обидели: никто не склонен считать себя ослом, а ваша притча дает возможность не только религиозной интерпретации. Кстати, она напоминает мне известный библейский рассказ - тоже с ослом. Авраам по велению Вс-вышнего идет принести в жертву своего сына Исаака. Исаак уже, кажется, все понял. Надо полагать, двое слуг, чем дальше, тем больше ощущают давление разлитой в воздухе тревоги. Осел везет дровишки для жертвоприношения и чувствует себя очень хорошо.
    - И тут и там осел не вовлечен в ситуацию. Ее смысл ему недоступен.
    - Вы чуть раньше сказали, что страхи связаны с общей концепцией мира. А как же фобии? Скажем, Гофман боялся пауков. При чем тут концепция мира?
    - Дело в том, что не существует единой природы страха. Вы привели хороший пример. Это чистой воды фобия и как таковая она конечно, иррациональна. В чем специфика любой фобии? В том, что опасности на самом деле никакой нет, но страх не контролируется сознанием и волей. Специалисты насчитывают около пяти десятков разнообразных фобий. У меня был один знакомый раввин, который панически боялся грома и молнии. Некоторые люди боятся жениться.
    -Гоголя есть сочинение, посвященное этой интересной теме. Да и сам он так и не женился.
    - Ну, он не одинок. Это очень распространенная фобия. Кто-то боится сменить работу, кто-то - место жительства, да мало ли. Это страхи, мешающие нормально жить.
    -И все-таки насчет картины мира...
    - В истории, которую я рассказал вам вначале, сталкиваются два представления о мире: контрабандиста и осла, причем разница в понимании порождает разницу в самоощущении. Боязнь нарушить заповедь, страх перед смертью, страх перед всемирным заговором - все это интегральные части соответствующих картин мира.
    -Вы упомянули раввина, который панически боялся молнии. Как быть с его картиной мира? Кстати, если я не ошибаюсь, в иудаизме существует благословение на молнию.
    - В еврейском отношении к жизни заложено широкое приятие всего, с чем встречается человек. Оно зафиксировано во множестве разнообразных благословений, есть благословение на хлеб и вино, а есть - на молнию и землетрясение.
    -Но если человек с благодарностью и даже с благословением принимает все, что посылает ему Вс-вышний, то, казалось бы, тут вообще не должно быть места страху?
    - Это, собственно, и есть проблема фобии, человек может прекрасно отдавать себе отчет, что переживаемые им чувства не соответствуют его пониманию мира, но он бессилен с этим справиться. Это проблема не мировоззренческая, а психологическая, а в более остром случае - психиатрическая.
    В отличие от фобий, рациональные страхи помогают человеку корректировать свое поведение. Если вы едете в страну, известную воровством и мошенничеством, вы будете более аккуратны в контактах с местным населением, если боитесь мороза, то оденетесь потеплее. А благословение мощи Вс-вышнего, проявляющейся, в частности, в землетрясении, хорошо сочетать с развитием служб оповещения и специальными мерами безопасности в сейсмоопасных зонах.
    Напоследок хочу рассказать вам об одном своем добром израильском знакомом. Этот молодой человек, поступив в элитную армейскую часть, куда принимают одних только добровольцев, сумел скрыть, что страдает острой боязнью высоты. В программу подготовки входили прыжки с трехметровой высоты со страховочными ремнями. Он сумел преодолеть себя и все-таки прыгнул, но во время прыжка потерял сознание. Командование оценило его мужество, он был единственным человеком в части, который получил красный берет, не совершив ни одного прыжка с парашютом.
Сайт создан в системе uCoz