В очерке о А.Фишзоне я писал, что его труппа, в отличие от большинства других еврейских трупп, отличалась стабильностью состава. Правда, обусловлено это было родством - отец и мать, сын и дочь, зять... Но была одна актриса вне "семьи" - это Вера Заславская.
|
Еще учась в гимназии, она стала выступать в
малороссийской труппе К.Крапивницкого. Играла в основном в музыкальных
комедиях, как солистка исполняла вокальные партии. И даже пользовалась
уже успехом и некоторой известностью. А когда в 1893 году судьба где-то
свела ее с труппой Я.Спиваковского и А.Фишзона, она перешла на еврейскую
сцену и с тех пор не покидала ее.
Но и в этой труппе ее поначалу занимали именно
в музыкальных мелодрамах со сложными сольными партиями, в таких как Суламифь,
Дина ("Бар-Кохба"), Мария ("Доктор Альмосадо"), Береле ("Кол Нидре"), Мария
("Марианна") и др. "У г-жи Заславской весьма недурные голосовые средства
и довольно видное сценическое дарование, - отмечал некто Диэз. - Роль Суламифи
она исполнила с большим умением..."; "Г-жа Заславская проводит роль любящей
девушки, воодушевленной лучшими стремлениями и тоже жаждущей свободы для
своего народа, - делился впечатлениями от исполнения актрисой роли Дины
другой рецензент, оставивший под своим опусом лишь инициалы О.Ш. - Очень
нравится публике ее ария, исполняемая при звуках арфы, и песенка в третьем
акте "Боже мой. Боже мой! Покажи свое лицо!!!". Ей много аплодировали после
каждого акта"; и т.д.
Но жизнелюбие и темперамент Заславской требовали
фарса, комедии, и эту потребность она удовлетворяла в ролях Каролины ("Оба
Куне-Лемеля"), Рахили ("Интрига, или Двося сплетница"), в "Анне Белошвейке"
Заславская исполняла поочередно то заглавную драматическую роль, то комическую
- служанку Лизу, и др. "Г-жа Заславская на этот раз сошла с пьедестала,
на котором она позировала в роли героинь-страдалиц, - писал о другой Лизе
из "Доры" А.Шлиферштейна рецензент одесского "Театра", - и изображала горничную
с присущей грацией, изяществом и живостью. Она была в ударе, и вокальные
номера исполняла с присущим ей блеском".
Еще в 1898 году стихотворец Елизаветин посвятил
ей четверостишье:
В малочисленных еврейских труппах актерам приходилось выступать во всех амплуа, уметь петь, даже не имея голоса, и танцевать. И, тем не менее, каждый имел свои пристрастия. Так, А.Фишзон, Я.Спиваковский или Я.Гузик, например, играли "героические" роли, но тяготели к комедии. Э.Каминская и Я.Либерт впоследствии совершенно отказались от оперетты в пользу драматического театра. Предпочитала драматические, и даже - трагические, роли И.Арко, Я.Бен-Ами, Л.Ноэми, Р.Заславский.О ней прошла в Одессе слава,
Немного есть таких актрис.
Она играет - слышно "браво"!
Она поет - кричат ей "бис".
|
еврейской труппы Л. Х. Соколов |
На десятые годы приходится пик славы актрисы
в России. "Талант г-жи Заславской, как факел, освещает тот длинный трудный
путь, по которому двигается еврейский театр к своему усовершенствованию,
- писал один из многочисленных одесских рецензентов. - Она заставляет верить,
что еврейский театр может достичь своей цели и со временем занять далеко
не последнее место в области искусства"; "если б на какой-нибудь крупной
сцене и менее талантливо актриса сыграла бы Хаву, - писал Театрал о "Ди
вайсе шклавен", - о ней прогремели бы на весь мир. Но Вера Заславская -
еврейская актриса... А между тем одна эта роль заставляет верить, что Заславская
актриса крупная. Надо смотреть ее в этой пьесе, чтобы понять, сколько силы
и страсти в этой хрупкой на вид фигуре. Ее Хаве - это не выдуманное искусство,
- это полное перевоплощение в образ". И подобных цитат, посвященных талантливой
артистке, я могу привести еще несколько десятков, критиков самых разных
городов черты оседлости, по которой кочевала труппа.
Некоторые спектакли труппы кинематографисты
переносили на пленку. Так, Варшавское товарищество "Сима" сняло фильмы
- "Хася сирота", "Бог мести" и "Отверженные". Чаще всего прокатчики приурочивали
показ этих картин к гастролям труппы в их городе или вскоре после них.
"Картина "Сиротка Ася", в которой - фигурируют артисты гостившей у нас
еврейской труппы Фишзона, смотрится с особым любопытством, - писала "Бессарабская
жизнь", - Как-то странно наблюдать живую игру знакомых лиц, особенно г-жи
Заславской, выступившей в лучшей из своих ролей - Аси, и в то же время
не слышать их речей...".
Съемки происходили во время гастролей труппы
в Одессе в августе 1911 года. На одной из них произошел курьезный случай.
По ходу действия "Отверженных" Заславская должна была броситься в море.
Загоравшие на пляже люди видели, как вдали она упала с утеса в море, и
подняли переполох. Когда им объяснили в чем дело, не веселились только
самые угрюмые. Любопытствующие заполнили всю съемочную площадку. Съемка
была сорвана.
В десятые же годы в репертуар еврейского театра
входят истинные, традиционные, европейские оперетты. Те произведения, которые
А.Гольдфаден или И.Латейнер называли опереттами, на самом деле были мелодрамами
или комедиями со вставными номерами пения. Б.Брехт назовет подобное явление
в искусстве зонгами. Теперь же в опереттах, даже самого пустяшного содержания,
музыка заняла преобладающее место. Главным в них было - исполнительское
мастерство, легкость, голос актеров. На такой оперетте в первый ряд вышли
Клара Юнг, Пепи Литман и Зинаида Раппель. Но если для этих актрис оперетта
стала основным жанром, то для Заславской - одним из тех, которыми она владела.
И судя по всему, она мало от них отставала, что сразу же заметили наиболее
проницательные из критиков. "Ее амплуа - драматическая героиня, - замечал
З-ч из "Приднепровского края". - Но и как субретка она также хороша...
Все сценические образы, создаваемые ею, всегда ярки, выпуклы и реальны.
Спектакли с ее участием проходит всегда с исключительным успехом". "Все
мы (рецензенты. - Е.Б.) чувствовали, что у нее много от максимума даровитости,
много от той "изюминки", которую ищешь годами, а обретаешь... раз в столетие,
- подводил в 1912 году некий итог Замри из "Голоса Одессы". - Тут и грация,
и нежность женщины, той женщины, перед которой склоняются, - из чувства
уважения и обожания, - все от рыцаря до обывателя включительно... И потому
ей так хорошо, прямо на редкость удаются роли еврейских женщин, поражающих
своей наивностью, целомудрием и вместе с тем своим умом... Слушая ее, думаешь:
как много у нее от серьезной Каминской и в то же время немало от субретки
мисс Юнг".
Среди опереточных ролей Заславской - Белла
из "Семки Леца" и Анна из "Лебедиг ин лустиг" Л.Баумволя, заглавные роли
в "Малкеле-солдате" и "Двосе-суфражистке" И.Ножика, Лилия в "Шир Гаширим"
А.Шора, Миреле в "Дас пинтеле ид" Б.Томашевского и др.
В апреле 1917 года труппе, наконец, удалось
проникнуть в Петроград. Заславская показала себя во всех качествах, играла
в драмах - "Хася сирота", "Убой" (Эстер), "За океаном" (Эти), "Бог мести"
(Манка), в опереттах - "Деньги, любовь и позор" И.Золотаревского (Соня
Эйдельман), "Ди идише кройн" Б.Томашевского (Роза), "Маленький миллионер"
Нагера (цыганка Перило), "Вынужденный брак" И.Латейнера (Ханеле)... А когда
встал вопрос о ее бенефисе, актриса пожаловалась корреспонденту "Петроградского
листка", что на серьезные спектакли столичная публика оказывается так же
плохо ходит, как и на периферии, и поэтому она "вынуждена была для своего
бенефиса избрать легкую оперетку "Малкеле солдат". "Она превосходно носит
мужской костюм, - писал рецензент этой же газеты, - показала себя отличной
опереточной "международной" артисткой, но и сама, по-видимому, сознавала
неустойчивость ее избранницы пьесы и очень кстати подогрела публику вставным
номером, "Марсельезой".
После гастролей в Москве, Киеве, Екатеринославе
и других городах, труппа отправилась в Сибирь, где к тому времени было
уже много евреев-беженцев из западных районов России, захваченных немцами;
а потом оказались в Харбине. Умер А.Фишзон. Труппа распалась.
Вначале Заславская попала в Румынию (1922),
поступила в Еврейский Художественный театр, с которым гастролировала по
Европе. В конце 1923-го она уезжает в Америку, где уже побывала с гастролями
в 1908 году и играла в театре Д.Кесслера. Сезон 1929/30 годов она проводит
в гастролях по Европе. Однако бывшие российские территории в Прибалтике,
Польше и Бессарабии, где ее хорошо знали, не посещает. И, как прежде, выступает
в драматическом и опереточном репертуаре.
В Россию В.Заславская больше не вернулась.