Дом нашей скорби и радости.

     Отношение к памятникам культуры в нашей стране хорошо известно. О них любят вспоминать при случае, ими гордятся, их объявляют национальным достоянием. О необходимости их сохранения говорят постоянно. К сожалению, средств на то, чтобы содержать их хотя бы в более-менее пристойном виде у государства, как правило, не хватает. Если уж разрушаются “государственные святыни”, что говорить о памятниках городского и регионального значения. Между тем, деление “достояний” на большие и малые весьма условно. Особенно, когда речь идет о ритуальных зданиях.
     В определенном смысле петербургскому Дому Омовения на Еврейском кладбище повезло. Он уцелел в лихие двадцатые годы, а не был взорван как целый ряд христианских церквей. Советская власть в первую очередь искореняла православие, а о том, что в стране существуют другие религии, старалась не вспоминать. Дом Омовения разделил судьбу большинства синагог: он был разграблен и более шестидесяти лет использовался не по назначению. Стоит ли удивляться тому, что к началу девяностых годов здание пришло в полное запустение?
     Именно тогда, в начале девяностых, государство потихоньку стало возвращать “дома и храмы” их законным владельцам. Петербургская Иудейская община получила Дом Омовения с одним обязательным условием: он должен был быть приведен в надлежащее состояние. Предстояла долгая и кропотливая работа.

* * *
     Какое же наследство досталось еврейской общине? Больше всего пострадала крыша здания: ее фактически не было. После нескольких пожаров были разрушены несущие конструкции, а сама крыша прогорела насквозь. Существовала реальная опасность того, что она может в любой момент обрушиться. Многие окна были разбиты. Вода, проникающая в Дом, сочилась по стенам. Штукатурка обваливалась. Не было ни воды, ни света. Здание не отапливалось.
     Разрушение, начатое людьми, завершило время. Когда-то, после революции, были уничтожены многие усыпальницы, вывезены ценные памятники, разобрана кладбищенская ограда. Теперь были почти полностью утрачены настенные росписи, пострадала облицовка, исчезло несколько колонн, был деформирован пол. Дом находился в аварийном состоянии и требовал комплексного капитального ремонта и реставрации.
     Хотя формально историческая справедливость восторжествовала и Дом Омовения передали еврейской общине, на деньги которой он был когда-то построен, о совершении в нем ритуальных обрядов по-прежнему не могло быть и речи.
* * *

      Сложно представить, что когда-то, в 1912 году, это было новое и по-своему изящное здание. Оно не отличалось особой изысканностью, но было полно строгого благородства. Само предназначение Дома Омовения диктовало простоту форм и отсутствие пышного декора. Все три зала – и большой купольный, где проводили “отпевания”, и два других, где омывали усопших и ожидали начала траурной церемонии, были отделаны строгим серым гранитом. Стены украшали надписи на иврите. В вестибюле на двух мраморных досках были перечислены имена благотворителей, пожертвовавших средства на строительство. Территория вокруг Дома была благоустроена: разбиты газоны, посажены кустарники и серебристые ели.
     Еврейская община относилась к Дому Омовения с особым чувством. Во-первых, именно здесь совершался обряд, являющийся неотъемлемой частью еврейской традиции. Во-вторых, в городе было не так много мест, где евреи могли собраться вместе, пусть и по столь печальному поводу. И, наконец, каждый член общины внес посильную лепту в строительство этого здания.
     …И вот теперь их потомкам приходится поднимать архивы, чтобы представить, как выглядел Дом Омовения и пытаться воссоздать его в первоначальном виде.
* * *

     Прежде, чем приступать непосредственно к реставрации, пришлось проделать огромную подготовительную работу. Здание необходимо было законсервировать, восстановить недостающие окна, утеплить двери и фактически заново возвести крышу. Остро стоял вопрос и о проведении научно-исследовательской экспертизы: без согласования с Государственной инспекцией по охране памятников невозможно было предпринимать какие-либо действия. Мало того, что организационные и технические задачи нужно было решать одновременно, нужно было еще собрать средства – любое строительство сегодня обходится недешево.
     К счастью, давние традиции еврейской благотворительности живы и сейчас. Снова, как когда-то, еврейская община провела сбор денег на восстановление святыни. Благодаря отзывчивости членов Российского еврейского конгресса и энтузиазму Якова Фрейдзона – председателя Иудейской общины, не только вложивших свои личные средства, но и потративших немало времени и сил на ремонт Дома, удалось преодолеть первый и, возможно, самый сложный этап. К сегодняшнему дню полностью отстроена новая кровля, заменены стропила, фактически спасен зал омовений, который подвергся самым большим разрушениям. После того, как вода перестала беспрепятственно попадать в здание, его удалось почти полностью просушить – работы в этом направлении продолжаются. Благодаря усилиям Бориса Газарха восстановлено электроснабжение: в Доме появились свет и тепло. Наконец, начала функционировать канализационная система.
     М.Л.Менделев, курирующий проведение работ со стороны Российского еврейского конгресса, замечает: “На протяжении всего этого времени людей, работающих в Доме Омовения, поддерживает мысль о том, что они совершают необходимое общине дело. Ведь не обращая внимания на грязь и строительные леса, петербургские евреи приходят сюда помолиться и поставить поминальные свечи”.

* * *

     При самых благоприятных прогнозах реконструкция Дома Омовения продлится еще около двух лет. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько активно каждый член еврейской общины города будет в нем участвовать. Перед строителями постоянно встают новые, порой неожиданные, проблемы. Так, выяснилось, что дешевле и разумнее построить собственную котельную, чем использовать центральное теплоснабжение. Практически целиком придется менять систему водоснабжения, которую не ремонтировали с тех пор, как она была проложена. И, наконец, необходимо доделать ограду перед Домом Омовения. Восстановить ее полностью, со всеми восьмью пилонами, не удастся, но благодаря современным технологиям, отреставрированная часть будет не менее красивой, но гораздо более надежной.
     Реконструкция ограды – предмет неустанной заботы членов Российского еврейского конгресса Леонида Ноткина и Бориса Газарха. Эти люди жертвуют свои деньги, договариваются с лучшими проектировщиками, нередко сами предлагают оригинальные архитектурные решения. Плоды их усилий сегодня видит каждый, кто приходит на Еврейское кладбище. “Конечно, у меня есть личные причины, чтобы заниматься восстановлением Дома Омовения, – говорит Л. Ноткин. – На еврейском кладбище покоятся мои предки : дедушки, бабушки. Кроме того, мне просто стыдно, что Дом, и ворота в частности, находятся в таком состоянии. Евреи говорят друг другу: “Невозможно войти на кладбище: ворота осыпаются, камни падают”. Нужно исправлять такое положение. Если другие поддержат мою инициативу, я буду рад”.
     Хочется верить, что этот благородный почин будет подхвачен. Только тогда восстановление Дома Омовения не превратится в очередной долгострой, а важнейший иудейский ритуал будет, наконец, совершаться по всем правилам и в надлежащем месте.

Инна РОЗОВА

Фото А.Иоффе
 
    Для тех, кто чувствует свою личную ответственность за состояние еврейских святынь и не может оставаться в стороне от восстановления Дома Омовения, приводим банковские реквизиты для перечисления денежных средств. Любая сумма будет принята с благодарностью.

ИНН 7706121994
Некоммерческая организация Благотворительный фонд
“Российский Еврейский Конгресс” (С.-Пб филиал)
на восстановление Дома Омовения
Р/с 40703810355230107513
К/с 30101810500000000653
БИК 044030653
В Филиале АК СБ РФ (Сбербанк России)
ОАО – СПб Банк в Санкт-Петербурге
Центральное ОСБ 1991/0774
Сайт создан в системе uCoz