Слово раввина
Хаг Пурим Самеах! — Веселого праздника Пурим!

     В субботу перед праздником, Шабат-Захор (Суббота "Помни!"), в синагогах, кроме обычной главы Торы, читают еще и отрывок “Помни, что сделал тебе Амолек”. Традиция связана с тем, что один из главных "героев" Свитка Эстер, злейший враг евреев Аман, был потомком Амолека. В отрывке сказано, что с Амолеком и амолекитянами нельзя идти ни на какие компромиссы. На первый взгляд подобное отношение Торы к врагу еврейского народа представляется удивительным. Ведь были в истории евреев и другие враги, и другие народы, преисполненные антисемитизма, принесшие ему большие несчастья, однако с ними в определенных условиях можно “иметь дело”. Единственный, с кем категорически запрещено идти на какие-либо контакты, — это народ Амолека.
     Может показаться, что этот запрет не актуален в наши дни: народа Амолека не существует больше. Тем не менее раз в год, в субботу, предшествующую празднику Пурим, мы читаем отрывок “Помни”.
     Еврейская философия утверждает, что Амолек — это гораздо более широкое понятие, чем просто народ. Амолек — символ абсолютного зла, абсолютного и непреодолимого. Символ беспричинной ненависти к евреям, которую никакими средствами не искоренить. Вот почему по отношению к амолекитянам установлен столь суровый закон полного неприятия.
     Появление в Торе образа Амолека весьма неожиданно. Это случилось после казней, которыми поразил Вс-вышний египтян. После Б-жьих чудес в Египте и при переходе евреями Красного моря.
     Амолек все это видел и не побоялся воевать с евреями. Он восстал против евреев, хотя знал, что Вс-вышний не даст Свой народ в обиду. Он совершенно сознательно отправился на войну с сынами Израиля. И о нем сказали мудрецы: “Знает хозяина и пытается бунтовать против него”. Ненависть к евреям была в нем превыше разума, превыше всех других чувств.
     Исходя из такого взгляда на Амолека, легко понять, что он может быть и среди нас и даже в каждом из нас. И не только может быть, но и есть. Поэтому столь актуальна глава Торы, которую читают в субботу перед Пуримом. Мы должны сегодня выйти на войну с Амолеком и победить его внутри себя.
     “Амолекийский” взгляд на мир может рядиться в разные одежды. И поэтому так важно помнить, что сделал Амолек еврейскому народу. Иногда Амолек может обратиться рациональным подходом к святости. Он знает: “что-то там есть”, но готов бунтовать, просто так, без причины. Даже в наше время происходят вещи, которые не чем иным, как чудом не назовешь. Люди потрясены: “Чудо!”. И вдруг кто-то говорит: “Нет, это всего лишь стечение обстоятельств”. Он не пытается убедить, не считается с объективными обстоятельствами, он просто утверждает, что “это не чудо”.
     Только уничтожив в себе Амолека, рациональный холодный подход к святости, мы сможем по-настоящему весело провести праздник Пурим.

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz