ДУБНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2000

     Давно замечено, что юбилеи подкрадываются неожиданно. В 2000 году вдруг вспомнили – исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого историка Семена Марковича Дубнова! Не сговариваясь, его также дружно помянули в тех местах, где когда-то проживала многочисленная шумная и многокрасочная, родная историку человеческая среда, называемая в его время русским еврейством, – жители городов и местечек Черты оседлости евреев Российской империи. Теперь уже нет Черты, нет Российской империи, но вместе с ними ушел безвозвратно в прошлое и богатейший мир традиционного восточноевропейского еврейства, историографом и защитником которого был Дубнов.
     Но оказалось, что даже через 140 таких судьбоносных лет свеча не погасла. На родине историка – в Белоруссии состоялась научная конференция, посвященная его памяти.
     И у нас в Санкт-Петербурге, в городе, с которым связаны самые долгие и плодотворные годы жизни историка, его память отмечена первым полным годовым циклом “Дубновских чтений” – семинаров, посвященных различным проблемам истории, культуры, религии, философии и другим проблемам мировой еврейской цивилизации.
     Основным принципом наших научных семинаров, которые одновременно служат и лекторием для всех ревнителей знаний, является сочетание глубокой академической научности при выборе тематики докладов с умением донести до слушателей сложные проблемы исследований ученых. Вместе с тем, тематика Дубновских чтений увязывалась с актуальными событиями наших дней и была направлена на привлечение широких кругов интеллигенции для распространения достоверных и научно обоснованных знаний по иудаике. В связи с этим были поставлены две задачи: приглашение в качестве докладчиков самых высококвалифицированных специалистов, владеющих знанием предмета на мировом уровне, и привлечение в число участников семинаров аудитории, выходящей далеко за пределы еврейской среды.
     Первая задача облегчалась наличием огромного творческого потенциала нашего города. Честно говоря, перед началом комплектования годового плана возникали опасения по поводу возможности исчерпания лекторского и тематического потенциала. Однако практика выявила обратное.
     В начале года тематика семинаров составлялось с учетом научного объективного освещения исторических событий, связанных с 2000 летием событий, приведших к возникновения христианства. В этой связи внимание участников семинара привлекли доклады профессора, зав. кафедрой Древней Греции и Рима СПбГУ Э.Д. Фролова (“Иудейские войны Рима”), зав. кафедрой философии религии и религиоведения М.М. Шахнович (“Иудаизм и античные этические учения”), к.и.н., сотрудника Института востоковедения РАН А.Г. Грушевого (“Евреи и иудаизм в произведениях античных писателей”) и преподавателя Высшей религиозно-философской школы Г.И. Беневича (“Синтез иудаизма и греческой философии на рубеже новой эры в трудах Филона Александрийского”). Безусловно эти семинары способствовали правильному пониманию событий двухтысячелетней давности.
     В дальнейшем тематика семинаров была направлена на освещение истории евреев в России. Тут надо отметить глубокие и содержательные доклады профессора Н.В. Юхневой (“Русские евреи как этническая общность”), профессора Д.А. Эльяшевича (“О перспективных направлениях изучения истории евреев России в XIX в.”), профессора Т.М. Смирновой (“Еврейское образование в Петрограде-Ленинграде в 20-30 гг.”), научного сотрудника Российского этнографического музея к.и.н. В.А. Дмитриева (“Горские евреи в мире народов Кавказа”), главного хранителя восточных фондов отдела рукописей РНБ О.В.Васильевой (“Собрание еврейских рукописей РНБ”).
     Третьим направлением работы научных семинаров Дубновских чтений было весьма актуальное в настоящее время обобщение опыта существования еврейских общин в различных цивилизациях и культурах. Тут можно отметить доклады китаеведа, научного сотрудника Государственного Эрмитажа Н. Г.Пчелина (“Евреи и иудаизм в древнем Китае”), профессора Пенсильванского университета (США) Г. Гейзер-Гец ("Американская еврейская журналистика и американские СМИ"), к.и.н. А. Г.Грушевого (“Еврейская диаспора в Римской империи. Опыт Существования."), следует упомянуть также доклад Гершона Караита об иудейском караимизме.
     Создать устойчивый контингент участников семинара оказалось тоже нелегким делом, хотя бы потому, что надо было привлечь людей разного национального происхождения, возраста и конфессиональных убеждений, к тому же склонных к самостоятельному научному осмыслению сложных научных проблем. Иначе говоря, необходимо было сформировать живой стабильный коллектив, где слушатели соответствовали бы уровню лекторского состава. Нельзя, к сожалению, утверждать, что это удалось в полной мере. Однако уже сложился устойчивый коллектив энтузиастов науки, постепенно увеличивающийся численно и повышающий свою научную подготовку.
     Конечно нельзя не сказать и о проблемах, стоящих на пути развития семинаров “Дубновских чтений”. Прежде всего нам не удалось привлечь для участия в качестве докладчиков специалистов их других городов России и СНГ, а также дальнего зарубежья, хотя это и планировалось. Другой проблемой является планирование тематики. Дело в том, что понимание еврейской проблематики требует расширения знаний в мировой истории, философии, религиоведении и других областях знания. Об этом предлагали подумать активисты участников семинаров. Конечно, понять это желание можно, проблема существует объективно, но с другой стороны, как говорится, “нельзя объять необъятное”.
     В заключение, надо поблагодарить руководство Петербургского института иудаики за содействие и методическую помощь в организации семинаров в цикле "Дубновских чтений”.

В.ВИХНОВИЧ
Сайт создан в системе uCoz