В ПАМЯТЬ 0 НЕМИРОВСКОЙ РЕЗНЕ
Не так давно мне довелось побывать в Немирове,
одном из городов Подолии на Украине. Вы можете меня спросить: а что еврею
делать в Немирове, что, собственно, позвало его в Немиров?
Город Немиров вписал славную страницу в еврейскую
историю. В Немирове жили крупные еврейские ученые, оказавшие большое влияние
не только на ближайшее окружение, но на весь еврейский мир. Достаточно
напомнить, что каких-нибудь 20 лет до погромов Хмельницкого раввином Немирова
был знаменитый своей ученостью реб Иом-Тов Липмaн Гелер, который прославился
своим комментарием к Мишне "Тосефот Йом-Тов". В 1648-ом, когда произошла
страшная резня, в Немирове жил известный раввин Михаэль Михаль, сын Гаона
реба Элиезера. Он был не только раввином, но и руководил большой Немировской
ешивой. До 1648 года, когда орда Хмельницкого и Кривоноса учинили страшное
побоище в Немирове и во всей Украине, город был крупным еврейским научным
центром. Немиров также был центром Браславских хасидов.
Каких-нибудь сто лет тому еврейское население
города достигало 80%. В период между двух войн, уже при советской власти,
евреи все еще составляли большую часть населения города. В годы гитлеровской
оккупации почти все еврейское население было убито, остались в живых только
две женщины.
И вот мы в современном Немирове. Встречаем
местных евреев, вернувшихся из эвакуации или переселившихся из других мест.
Они живут сегодняшним днем, сохраняя в памяти не только страшные события
Шоа, но и те далекие 350-летней давности события, с которыми связаны воспоминания
о жертвенности и героизме. Из поколения в поколение передаются рассказы
о героических поступках немировских евреев во славу Святого Имени (Кидуш
Ха-Шем).
Примером героизма в его самом высоком проявлении
может служить поступок еврейской дочери из Немирова. Это была девушка необыкновенной
красоты, которая якобы околдовала козака-погромщика, который гнался за
ней, чтобы ее обесчестить. Догнав девушку и увидев ее красоту, он остановился
как бы окаменев от удивления и вдруг почувствовал, что все его существо
вдруг изменилось, он как бы стал другим человеком... Он уже больше и не
помышлял о чем-то дурном, заговорив с ней языком благородных помыслов.
Она очаровала его своим видом, он влюбился в нее с первого взгляда, и он
стал уговаривать ее стать его женой и перейти в христианскую веру.
Притворившись, что она согласна с его предложением,
девушка начала любезно с ним разговаривать, улыбаться и пообещала надеть
крестик и стать его женой. Козак был сам не свой от счастья, взял девушку
к себе и выполнял все ее прихоти. Когда козак, опьянев от счастья, любви
и выпитого вина, заговорил с ней о том, что она его околдовала своей красотой
и страстными взорами прекрасных очей, девушка стала его убеждать, что она
и в самом деле колдунья, что она может силой своего колдовства сотворить
чудо, которому и поверить нельзя... Козак поинтересовался, что же это за
чудо такое? А то, ответила девушка, что сама себя она может довести до
такого состояния, что никакая пуля ее не возьмет. "Можешь сам в этом убедиться,
- добавила она удивленному козаку, - можешь выстрелить из своего ружья
прямо сюда, в сердце, но пуля меня не сразит, я оттолкну ее силой своего
волшебства", - убеждала она его.
Козак поначалу не хотел пытать судьбу - а
вдруг он потеряет свою красивую еврейку, все обернется не так как она говорит.
Но девушка не отставала от своего сговорчивого козака, все время уверяя
его в силе ей одной известного наговора, против которого ни одна пуля не
имеет силы. И так настойчиво она повторяла свой вызов, так чарующе мило
дразнила его, что в конце концов, желая явить свою покорность, козак взял
ружье, прицелился прямо в сердце, выстрелил, и девушка замертво рухнула
наземь.
Вот каким образом еврейская девушка из Немирова
добилась своего: ей лучше было умереть, чем надеть крест, перейти в другую
веру, стать женой, того, кто от имени Иисуса пришел убивать евреев...
Рассказывают еще об одной юной еврейской девушке,
тоже красавице, которая предпочла смерть позору и поруганию веры отцов.
Козака, который хотел ее совратить и жениться на ней, она уговорила венчаться
в церкви на противоположном берегу реки Немир. Весь свадебный кортеж переплывал
в лодке речку. Гости, музыканты, жених пели, веселились, все хорошо выпили.
Когда лодка оказалась на середине реки, девушка прыгнула в воду, попала
в водоворот и утонула. Она тоже предпочла смерть насилию над собой и своей
верой.
Таким образом Немиров вписал свою страницу
в еврейский мартиролог не только своими выдающимися знатоками Учения, но
и своими героями времен Хмельницкого и других гонений на евреев.