В ПАМЯТЬ 0 НЕМИРОВСКОЙ РЕЗНЕ

     Не так давно мне довелось побывать в Немирове, одном из городов Подолии на Украине. Вы можете меня спросить: а что еврею делать в Немирове, что, собственно, позвало его в Немиров?
     Город Немиров вписал славную страницу в еврейскую историю. В Немирове жили крупные еврейские ученые, оказавшие большое влияние не только на ближайшее окружение, но на весь еврейский мир. Достаточно напомнить, что каких-нибудь 20 лет до погромов Хмельницкого раввином Немирова был знаменитый своей ученостью реб Иом-Тов Липмaн Гелер, который прославился своим комментарием к Мишне "Тосефот Йом-Тов". В 1648-ом, когда произошла страшная резня, в Немирове жил известный раввин Михаэль Михаль, сын Гаона реба Элиезера. Он был не только раввином, но и руководил большой Немировской ешивой. До 1648 года, когда орда Хмельницкого и Кривоноса учинили страшное побоище в Немирове и во всей Украине, город был крупным еврейским научным центром. Немиров также был центром Браславских хасидов.
     Каких-нибудь сто лет тому еврейское население города достигало 80%. В период между двух войн, уже при советской власти, евреи все еще составляли большую часть населения города. В годы гитлеровской оккупации почти все еврейское население было убито, остались в живых только две женщины.
     И вот мы в современном Немирове. Встречаем местных евреев, вернувшихся из эвакуации или переселившихся из других мест. Они живут сегодняшним днем, сохраняя в памяти не только страшные события Шоа, но и те далекие 350-летней давности события, с которыми связаны воспоминания о жертвенности и героизме. Из поколения в поколение передаются  рассказы о героических поступках немировских евреев во славу Святого Имени (Кидуш Ха-Шем).
     Примером героизма в его самом высоком проявлении может служить поступок еврейской дочери из Немирова. Это была девушка необыкновенной красоты, которая якобы околдовала козака-погромщика, который гнался за ней, чтобы ее обесчестить. Догнав девушку и увидев ее красоту, он остановился как бы окаменев от удивления и вдруг почувствовал, что все его существо вдруг изменилось, он как бы стал другим человеком... Он уже больше и не помышлял о чем-то дурном, заговорив с ней языком благородных помыслов. Она очаровала его своим видом, он влюбился в нее с первого взгляда, и он стал уговаривать ее стать его женой и перейти в христианскую веру.
     Притворившись, что она согласна с его предложением, девушка начала любезно с ним разговаривать, улыбаться и пообещала надеть крестик и стать его женой. Козак был сам не свой от счастья, взял девушку к себе и выполнял все ее прихоти. Когда козак, опьянев от счастья, любви и выпитого вина, заговорил с ней о том, что она его околдовала своей красотой и страстными взорами прекрасных очей, девушка стала его убеждать, что она и в самом деле колдунья, что она может силой своего колдовства сотворить чудо, которому и поверить нельзя... Козак поинтересовался, что же это за чудо такое? А то, ответила девушка, что сама себя она может довести до такого состояния, что никакая пуля ее не возьмет. "Можешь сам в этом убедиться, - добавила она удивленному козаку, - можешь выстрелить из своего ружья прямо сюда, в сердце, но пуля меня не сразит, я оттолкну ее силой своего волшебства", - убеждала она его.
     Козак поначалу не хотел пытать судьбу - а вдруг он потеряет свою красивую еврейку, все обернется не так как она говорит. Но девушка не отставала от своего сговорчивого козака, все время уверяя его в силе ей одной известного наговора, против которого ни одна пуля не имеет силы. И так настойчиво она повторяла свой вызов, так чарующе мило дразнила его, что в конце концов, желая явить свою покорность, козак взял ружье, прицелился прямо в сердце, выстрелил, и девушка замертво рухнула наземь.
     Вот каким образом еврейская девушка из Немирова добилась своего: ей лучше было умереть, чем надеть крест, перейти в другую веру, стать женой, того, кто от имени Иисуса пришел убивать евреев...
     Рассказывают еще об одной юной еврейской девушке, тоже красавице, которая предпочла смерть позору и поруганию веры отцов. Козака, который хотел ее совратить и жениться на ней, она уговорила венчаться в церкви на противоположном берегу реки Немир. Весь свадебный кортеж переплывал в лодке речку. Гости, музыканты, жених пели, веселились, все хорошо выпили. Когда лодка оказалась на середине реки, девушка прыгнула в воду, попала в водоворот и утонула. Она тоже предпочла смерть насилию над собой и своей верой.
     Таким образом Немиров вписал свою страницу в еврейский мартиролог не только своими выдающимися знатоками Учения, но и своими героями времен Хмельницкого и других гонений на евреев.

Д-р Харитон БЕРМАН
Белая Церковь
Сайт создан в системе uCoz