СКАЗАНИЕ О ТРЕХ КОРАБЛЯХ
 
     Турецкие власти запретили пассажирам "Струмы" покидать борт судна и выставили оцепление. Сохнут добился сертификатов лишь для детей от 10 до 12 лет, но даже это разрешение запоздало: 23 февраля 1942 года корабли военно-морского флота Турции окружили "Струму" и отбуксировали ее в открытые воды Черного моря - без продуктов питания, воды и горючего. На следующий день судно было торпедировано неизвестной подлодкой, 768 пассажиров погибли. Спасен только один человек, дальнейшая судьба которого неизвестна.
     В 1939 году в Англии была в очередной раз издана так называемая "Белая книга" (свод британских законов), в которой четко определялось, что въезд евреев в подмандатную англичанам Палестину ограничивается 50 000 человек на протяжении четырех лет. Въезд в страну предков разрешается евреям, получившим от английских властей специальные "сертификаты". В том же году началась Вторая мировая война, и бегство евреев из Восточной Европы приобрело массовый характер. Единственная страна, в которой они могли найти спасение, – Палестина – блокировалась англичанами с моря, суши и воздуха. Началась очередная трагедия еврейского народа.
     В портах Дуная скопилось очень много беженцев. Еврейское сообщество приобрело четыре торговых судна, на которых удалось переправить в Палестину более 5 000 человек, что вполне соответствовало английской квоте. Затем были приобретены еще три корабля: "Пацифик", "Атлантик" и "Милос", на которых поместили 3 600 беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. В течение ноября 1940 года их удалось благополучно перевезти в Хайфу. Но тут случилось непредвиденное: англичане решили беженцев в Палестину больше не пускать. С двух судов - "Пацифик" и "Милос" - их пересадили на пароход "Патрия", стоявший у причала Хайфы, чтобы насильственно отправить на остров Маврикий в Индийском океане. В знак протеста беженцы объявляют голодовку. Англичане окружают "Патрию" плотным кольцом войск и лишают несчастных всякой связи с окружающим миром. Попытки Сохнута добиться для беженцев разрешения остаться в Палестине оказались тщетными. Тогда в события вмешалась "Хагана" (еврейская подпольная армия в Палестине). План был прост: устроить небольшой взрыв в одном из грузовых отсеков "Патрии" с тем, чтобы вывести судно из строя и лишить его возможности покинуть порт Хайфы. Увы, план не учитывал возраста корабля, ветхости его конструкций. При относительно небольшой силе взрыва в борту образовалась пробоина 2х3 метра, и "Патрия" быстро пошла ко дну. Основная масса беженцев оказалась в трюме, при возникшей панике мало кому удалось спастись. Общее число утонувших осталось неизвестным.
     Нельзя сказать, что трагедия "Патрии" не оказала никакого влияния на англичан: они пошли на небольшие уступки и позволили остаться в Палестине тем, кому удалось спастись. Но далее события разворачивались по первоначальному, жесткому сценарию. Беженцев с парохода "Атлантик" объявили "военнопленными", их поместили в печально известный концлагерь "Атлит" с тем, чтобы оттуда отправить на остров Маврикий. 9 декабря 1940 года британские войска заняли все прибрежное пространство от Атлита до Хайфы. Затем евреев-беженцев на 15 грузовиках в сопровождении танков увезли в Хайфу. В городе тем временем была объявлена ложная воздушная тревога, жителей загнали в бомбоубежища. Таким образом удалось изолировать нежелательных свидетелей насильственной депортации. В порту стояли два вновь прибывших голландских торговых судна...
     Путь от Хайфы до острова Маврикий длился 17 дней. По прибытии всех мужчин посадили в тюрьму, женщин разместили в бараках за колючей проволокой. Прошло два года, прежде чем им разрешили увидеть друг друга, а ведь среди них были мужья и жены, родители и дети. К тому времени 124 человека погибли, более 200 "удостоились чести" быть мобилизованными в чешскую армию (среди беженцев оказалось много чешских евреев). 56 мужчин добровольцами ушли в еврейскую бригаду палестино-английской армии. Остальных освободили лишь по окончании Второй мировой войны. Только тогда они увидели берега своей исторической родины.
Утренняя молитва на борту
корабля с беженцами

      Трагизм еврейской иммиграции 40-х годов проявился и на примере судьбы судна "Струма". В сущности это было даже не судно, а большая старая баржа, оснащенная двигателем и предназначенная для перевозки скота по Дунаю в мирное время. В 1941 году греческий предприниматель приобрел "Струму" у скотоводов, соорудил на ней нары, кухню, отхожие места и, как ему казалось, приспособил ее для перевозки еврейских беженцев из Румынии. 12 декабря 1941 года "Струма" отошла от причала Констанцы с 769 эмигрантами на борту. Был взят курс на Стамбул с тем, чтобы там, в английском консульстве, получить сертификаты на въезд в Палестину. В Стамбуле выяснилось, что судно к дальнейшему плаванию по Эгейскому морю не пригодно. Кроме того, англичане отказали беженцам во въездных визах. Турецкие власти запретили пассажирам "Струмы" покидать борт судна и выставили оцепление. Сохнут добился сертификатов лишь для детей от 10 до 12 лет, но даже это разрешение запоздало: 23 февраля 1942 года корабли военно-морского флота Турции окружили "Струму" и отбуксировали ее в открытые воды Черного моря - без продуктов питания, воды и горючего. На следующий день судно было торпедировано неизвестной подлодкой, 768 пассажиров погибли. Спасся только один человек, дальнейшая судьба которого неизвестна.
     26 марта 1942 года в Палестине прошли демонстрации в память о погибших. Английское командование, запретившее "Струме" подойти к берегам Палестины, обвинили в преднамеренном убийстве почти 800 человек. Однако жестокая, продиктованная великодержавной амбициозностью политика Великобритании оставалась неизменной.
     Трагедия еще одного судна – "Алталена" – произошла уже после окончания английского владычества в Палестине. Но события, подготовившие трагедию, начались все в том же, 1939 году. Это время ознаменовалось окончательным расколом в сионистском движении: Жаботинский считал, что нужно оказывать упорное сопротивление арабскому экстремизму и всячески поддерживать деятельность военной национальной организации "Эцель". Совершенно другой точки зрения придерживались Вейцман и Бен-Гурион: они не поддерживали идею сопротивления и выступали за легитимную покупку земли и дальнейшую ее обработку, но не более.
     29 ноября 1947 года, согласно резолюции ООН, Палестина была разделена на два государства – еврейское и арабское. Арабы не замедлили выразить свой протест путем открытых военных действий. В феврале 1948 года руководитель военной организации "Эцель" Менахем Бегин обратился к сионистам Франции с призывом: Израилю нужны, люди и оружие. Этот призыв нашел горячий отклик среди его единомышленников, которые приобрели "Алталену" для перевозки переселенцев и оружия. 15 мая 1948 года – в день окончания английского правления в Палестине – Бен-Гурион провозгласил создание Государства Израиль; в тот же день лидеры арабских стран заявили, что с уходом англичан будет начата война с евреями. Прибытие "Алталены" стало крайне необходимым.
     Однако еще до этих событий, а именно 16 февраля 1948 года, в сионистском движении наметились очередные разногласия. Две военные организации, "Хагана" и "Эцель", должны были вместе участвовать в закупке оружия для будущей израильской армии и перевозке людей. Но "Хагана" от совместных действий отказалась по политическим соображениям. Тогда "Эцель" самостоятельно обратился к французскому правительству с просьбой продать оружие и выдать стремящимся в Палестину евреям въездные визы во Францию, чтобы оттуда они могли беспрепятственно ехать в Израиль. Отношение Франции к евреям в то время было благожелательным; послы Франции в европейских странах получили указание в течение двух недель выдать въездные визы всем желающим евреям, но при условии сохранения полной секретности. 1 июня 1948 года была создана "Армия освобождения Израиля" (Цахал), и в нее влились военизированные объединения "Эцеля". "Хагана" продолжала от совместных действий отказываться.
"Алталена"
     9 июня ночью на "Алталену" была доставлена первая партия оружия: 5 тысяч английских винтовок, 250 пулеметов, 50 минометов и снаряды к ним, около 10 тонн взрывчатки, 150 тяжелых пулеметов, 250 автоматов, полевой госпиталь с операционным отделением, большое количество медикаментов.
      11 июня "Алталена" с оружием и 940 переселенцами на борту взяла курс на Израиль. В пяти километрах к северу от Натании, в глубокой, невидимой с моря бухте, располагалась морская школа. Туда и прибыла "Алталена" вечером 21 июня. В первую очередь с корабля сошли переселенцы, затем приступили к разгрузке оружия. По призыву М.Бегина на помощь прибыли члены "Эцеля". В Тель-Авиве в это время заседало правительство во главе с Бен-Гурионом. Он опасался, что если оружие с "Алталены" поступит целиком в руки "Эцеля" (иными словами, М.Бегина), то он завладеет властью в стране. Бен-Гурион прибегает к крайнему средствy – отдает приказ отрядам "Пальмаха" (которые состояли в основном из левых кибуцников, верных Бен-Гуриону) окружить отряды "Эцель" и отобрать у них прибывшее военное снаряжение. Во избежание кровопролития М.Бегин прибыл на "Алталену" и отдал капитану приказ следовать в Тель-Авив: он надеялся, что в густонаселенном городе стрельбы и человеческих жертв удастся избежать. На корабле находился штаб "Эцеля", члены команды и люди, которые должны были разгрузить оружие. "Алталена" взяла курс на Тель-Авив и подошла к берегу в районе улицы Фришман, где села на прибрежные камни. Между представителями "Пальмаха" и "Эцеля" начались переговоры, но Бен-Гурион был настроен агрессивно и отдал приказ начальнику штаба Игалю Эдипу приготовиться к захвату "Алталены". Начался обстрел корабля из четырех пушек. На корабле вспыхнул пожар, были раненые и убитые. Команда подняла белый флаг, люди на лодках покинули горевшее судно. Бойцы "Эцеля" открыли ответный огонь, назревала междоусобная война, грозившая перейти в гражданскую. Вечером 22 июня М.Бегин отдал распоряжение всем частям "Эцеля" сдаться "Пальмаху".
     "Алталена" сгорела.
М. ГУТКИН, Г. ЛАК
Сайт создан в системе uCoz