ПОЗАДИ НИЧЕГО НЕТ

     Поразительное, почти анекдотическое сходство связывает два Исхода — давний, из Египта, и новейший — из России. И сколь велико бы ни было значение первого Исхода, пророчество обещает, что "исход из земли северной" затмит его славу, "Не будут говорить более, Вс-вышний, выведший из Египта, но скажут: выведший из северной страны".
     Обратимся к одному аспекту исторической аналогии.
     Для тех из нас, кто ведет салонные беседы, слова наших предков: "И сказали они Моше: "Разве не хватало могил в Египте, что взял ты нас умирать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Разве не об этом говорили мы тебе в Египте: "Оставь нас, и будем мы служить Египту; ибо лучше нам работать на Египет, чем умереть в пустыне". И сказал Моисей народу: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Вс-вышнего, которое Он вам сотворит ныне; ибо Египет, который вы ныне видите, не увидите более никогда".
     Рабство — не лучшая из возможных форм существования, но евреи не были в Египте частными рабами, они "работали на Египет", то есть, в терминах того общества, в котором мы выросли, они были государственными служащими, им было обеспечено бедное, но уверенное существование.
     Более того, чтобы добавить еще пунктик к исторической аналогии, в мидраше мы читаем: "и наполнилась евреями вся земля Египетская, — наполнились ими цирки и театры". Мы-то привыкли думать, что в евреи в Египте только кирпичи из глины лепили, а они, оказывается, вносили свой вклад в культуру Древнего Египта.
     Можно было бы предположить, что Моше станет убеждать евреев не возвращаться в Египет. Он, действительно, приводит четыре довода, три вполне ожидаемых, а четвертый — достаточно странный: "ибо Египет, который вы ныне видите, не увидите более никогда".
     Современные историки, действительно, датируют упадок Египта, переход от среднего к позднему царству временем Исхода. Почти 500 лет потребовалось Египту, чтобы восстановить разрушенную цивилизацию.
     Страна, которую покидают евреи, переживает клиническую смерть. Так случилось с Испанией в 1492 году, так случилось в наши дни с Россией.
     Можно бы объяснить этот феномен рационально: евреи, уходя, "жгут мосты". Или, иное популярное объяснение: общество настолько пронизано нитями еврейского присутствия, что извлечь их — все равно, что извлечь из живого существа скелет по косточке.
     Оба объяснения допустимы, но истинное толкование наших мудрецов проще и ярче. Народы мира ненавидят евреев, мечтают (обычно) от них избавиться.
     Они и не подозревают, что именно благодаря присутствию евреев они одарены великим благословением Вс-вышнего.
     Есть у сказанного два важных вывода. Первый — для неевреев. В "Зоаре" сказано: если бы они знали, как велико благословение, черпаемое миром из молитвы еврея, они хватали бы евреев за полы одежды и заставляли молиться.
     Но это урок "для них". А "для нас"? Ну а мы должны помнить, что история необратима, невозможно "вернуться" ни в Египет, ни в Испанию, ни в Россию. Их просто-напросто нету, не осталось камня на камне.

А.ФЕЙГИН
Сайт создан в системе uCoz