ВЫСТАВКА ДЛИНОЮ В ВЕК

     В середине марта в Центральном выставочном зале “Манеж” завершилась большая художественная выставка, организованная при поддержке Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга. Данная экспозиция стала продолжением серии выставок под общим названием “Художественные династии”.
     Если бы выставка могла носить несколько названий, то одно из них было бы “Выставка длиною в век”, ибо она демонстрирует стилевые течения почти всего XX столетия. Однако не в этом ее основная ценность. И не в том, что она представляет творчество столь большого количества участников (их восемнадцать). Главное, что все участники выставки находятся друг с другом в той или иной степени родства, составляют – в прямом смысле этого слова – одну семью.
     Экспозиция дает любителям искусства возможность познакомиться как с классическим искусством, так и с творческими исканиями современного авангарда. Витражи, архитектурные проекты и фантазии, произведения живописи, графики, скульптуры, пройдя тщательный отбор, расположились на двух этажах “Манежа”. Участники не воспринимали эту выставку как единственную возможность более или менее полно представить свое творчество – за их плечами городские, всероссийские и зарубежные выставки. Цель, преследовавшаяся как устроителями, так и участниками, – показать уникальность семьи, сумевшей не только пережить все катаклизмы российской истории, но и сохранить импульс творчества, ставшего сутью жизни каждого ее члена. Именно поэтому их по праву можно назвать художественной династией.
 

Е. М. Натаревич
Д. М. Вайнман
А. М. Натаревич
Г. Б. Натаревич
А. А. Гавричков
Н. А. Эверлинг
Фото В. Косяченко

Е. М. Натаревич. Древо. 2000
     Самым старшим из представленных мастеров является Матвей Яковлевич Харламов – скульптор-монументалист, активно работавший при застройке Петербурга в начале века, а после революции 1917 года, в основном, посвятивший себя созданию монументов Ленину для разных городов страны. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны мастерская скульптора была уничтожена, многие его произведения дошли до нас только в фотографиях. Однако до сих пор мы можем любоваться величественными и строгими формами аллегорических статуй, украшающих Российский Этнографический музей и дающих нам представление о масштабности дарования мастера.
     М.Я.Харламов сумел передать интерес и любовь к скульптуре своей дочери Марии Матвеевне Харламовой, ученице А.Т.Матвеева, оказавшего сильное влияние на ее творчество. Несколько созданных М.М.Харламовой монументальных произведений – лишь страница ее творческой биографии. Прежде всего, она – мастер станковой скульптуры. Выбрав своей центральной темой жанр портрета, на протяжении всей жизни скульптор ведет своеобразный рассказ о судьбе современника, в которой отражаются волнения и тревоги времени.
     Благодаря случайности, сестра Марии Матвеевны, Анна Матвеевна, познакомилась и связала свою жизнь с Василием Александровичем Миняевым. Его отец, архитектор Петергофского Дворцового управления Александр Константинович Миняев, совместно с Матвеем Яковлевичем Харламовым создавал в 1911 году для Петергофа памятник воинам 147 Пехотного Каспийского полка, павшим в войне с Японией 1904–1905 годов. Уютная обстановка дома Миняевых, поощрение родителями увлечения Василия Александровича рисованием во многом определили выбор им профессии архитектора. Получив прекрасное образование у таких мастеров, как Н.А.Тырса и К.И.Рудаков, он всю жизнь занимался станковой живописью и графикой, создавая фантастические архитектурные композиции, сюжетные работы, демонстрирующие его поэтическое восприятие мира.
     Традиция семьи выбирать себе в спутники жизни людей творческих профессий сказалась и в судьбе М.М.Харламовой. Ее мужем стал молодой скульптор Моисей Абрамович Вайнман. Получив образование у А.Т.Матвеева, Вайнман занимался скульптурой, обращаясь, прежде всего, к портрету, демонстрируя в нем тонкий подход к трактовке натуры, любовь к молодости и одухотворенной человеческой красоте. Кроме портрета, М.А.Вайнман работал и в области монументальной скульптуры. Для Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде он создал рельефы “Пьета” и “Прорыв блокады”, отличающиеся силой образного воплощения и монументальностью пластического языка. Особое место в творчестве М.А.Вайнмана занимают рисунки. В них можно встретить обнаженную модель и портрет, городские виды и пейзаж. В своих рисунках Моисей Абрамович обнаруживает не только верное и уверенное чувство природы и человека, но и потрясающую силу обобщения, свойственную и его скульптурным работам.
     Духовная атмосфера семьи, где все было проникнуто творчеством, определила пути формирования и развития детей М.М.Харламовой и М.А.Вайнмана, Галины и Дмитрия.
 

М. Я. Харламов.
Н. И. Пирогов. 1913
М. М. Харламова
Юлия. 2000
М. А. Вайнман
Зоя. 1956
Д. М. Вайнман
Танец Соломеи. 1995
Фото В. Нестерова

     Путь в искусстве Галины Моисеевны Вайнман-Стожаровой не был так прям и логичен, как у ее родителей. Сейчас она увлеченно работает маслом, пастелью, гуашью, создает выразительные портреты, сказочные, роскошные натюрморты, пейзажи, в которых переплетаются фантазия и реальность. Ее дочь, Ольга Стожар, самобытный и интересный художник, создает яркие, мощные по энергетике живописные полотна, сложенные из крупных локальных мазков и плоскостей.
     Дмитрий Моисеевич Вайнман воспринял любовь родителей к ручному труду, материалу, самой атмосфере творчества скульптора. Работая с различными материалами – деревом, керамикой, бронзой, мрамором, гранитом – он обращается к различным темам: портрету, обнаженной женской натуре, композиционному портрету, мелкой пластике, анималистическим мотивам, музыке. Не чужд Дмитрий Вайнман и графики. Работая карандашом, сангиной, углем, фломастером, пастелью, он создает рисунки моделей, портреты, пейзажи.
     Совершенно в ином ключе работает его жена, Елена Михайловна Натаревич. Ее акварели и цветные литографии, лирические и очень тонкие, пронизанные теплотой и светом, открывают зрителю чистый и трогательный мир детства и юности. Стиль ее творчества во многом сложился под влиянием отца, Михаила Давидовича Натаревича, с которым она долгое время работала рука об руку.
     Михаил Давидович, выходец из витебской художественной школы Ю.М.Пэна, в начале работал в области жанровой картины, тема которой – человек в революции. Художник выбирал не острые, стрессовые моменты, а останавливал свой взгляд на повседневной жизни обыкновенных людей, вместе со страной переживающих переломный момент истории. Со временем он отходит от этой тематики, но оставаясь в рамках жанровой картины, обращается не к происшествию или событию, а к человеку в его мирной повседневной жизни, изображая его с интересом и симпатией. Из-под его кисти появляются мягкие и нежные по цветовому решению выполненные темперой полотна, сельские или городские жанровые сценки: детишки, копошащиеся в снегу, мамаши, ведущие бесконечные беседы, трактористы после рабочего дня, женщины, полощущие белье в реке. Прекрасно передавая атмосферу жизни своего современника, М.Д.Натаревич практически отказывается от деталей в картине, считая наиболее важным пластику тела, способную наилучшим образом выразить характер человека. Центральной темой его творчества становится тема материнства, способная наиболее полно раскрыть природу человеческих взаимоотношений, заглянуть в самую человеческую суть. Пожалуй, особняком в его творчестве стоит серия картин-портретов “Портрет Пабло Пикассо” (1969), “Портрет скульптора Н.Могилевского” (1969), “Марк Шагал” (1972), выросших на изучении творчества портретируемых и отличающихся не только колоритом, композиционным строем, но и самим подходом к теме, хотя главным в них остается для художника человек, его внутренний мир.
 

Е. М. Натаревич
М.М.Харламова за работой. 1975
М. Д. Натаревич
С сенокоса. 1962
Н. М. Натаревич
Вильнюс. 1963
Н. А. Эверлинг
Китайская беседка. 2000
Фото В. Нестерова

    Его супруга, Ольга Алексеевна Натаревич, активно изучавшая изобразительное искусство, после замужества и рождения первого ребенка нашла в себе силы оставить учебу и полностью посвятить себя семье, воспитанию детей. И только когда дети выросли, получили образование и стали самостоятельными, она, после длительного перерыва, взяла в руки акварельные краски и начала рисовать натюрморты, городские и сельские пейзажи.
Дети Ольги Алексеевны и Михаила Давидовича Натаревич избрали своим поприщем искусство. Их сын, Аркадий Михайлович Натаревич, связал свою жизнь с витражом, создавая уникальные композиции на мифологические, классические, абстрактные, морские и растительные сюжеты. Работая в режиме эксперимента и лабораторного поиска, он разработал уникальную авторскую технологию, благодаря которой ему удается создавать великолепные пласты и тактично вписывать их как в архитектурную среду, так и в камерные пространства квартир и офисов. Делая все, чтобы возродить традиции петербургского витража, он организовал свою мастерскую. В ней в качестве художника-исполнителя работает его жена Галина Борисовна Натаревич. До 1990 года она занималась созданием гобеленов. Главной работой стал цикл гобеленов, посвященных музыкальным инструментам, для ленинградской гостиницы “Карелия”. Выполненные в красно-бело-синей гамме под впечатлением от творчества Рудольфа Хеймрата и великолепного собрания музыкальных инструментов Ленинградского Театрального музея, эти работы стали прекрасными акцентами интерьера. Интересное композиционное решение включает подчеркнуто фактурный характер верхней части фона гобелена и традиционное гладкое ткачество изобразительного декора, состоящего из сложного, но прекрасно организованного переплетения цветов и музыкальных инструментов.
     Старшая дочь Михаила Давидовича и Ольги Алексеевны Натаревич, Наталья Михайловна, связала свою жизнь с архитектурой. Работая с 1961 года в институте ЛенНИИпроект, она проектировала жилые и общественные здания, гостиницы и центры досуга. Однако во время отпуска из-под ее рук выходят сделанные фломастером и карандашом пейзажи новых мест, зарисовки понравившихся или просто заинтересовавших зданий, архитектурных мотивов.
 

А. М. Натаревич
Кораблик. 1991
А. А. Гавричков
"Залы Эрмитажа" Парадная лестница.1989 
М. А. Гавричков
Экслибрис Душки Аврези. 1995
Фото В. Нестерова

     Из путевых впечатлений черпает идеи и ее муж, Алексей Алексеевич Гавричков. Его черно-белые листы, наполненные гармонией и музыкальностью, притягивают взгляд необыкновенной живописностью. Офорты А.А.Гавричкова, несмотря на кажущуюся усложненность, композиционно решены четко и логично. Их декоративность не грешит перегруженностью деталями, а наоборот, вызывает определенное настроение, увлекающее в интересное путешествие по реальности, сплетенной с фантазией художника.
     Любовь к линии, детали, рисунку передалась и сыну Н.М.Натаревич и А.А.Гавричкова, Михаилу Алексеевичу Гавричкову. Отсюда его интерес к малой графике, изысканность композиций, мелодичность линий. Однако Михаил не чужд живописи, увлекается экспериментами по созданию объектов из вторичных ресурсов, поражающих яркостью, броскостью и легкой наивностью. Его жена Надежда Эверлинг – театральный художник. Отсюда, вероятно, и разнообразие стилевых приемов ее живописи, увлечение коллажем. Работы Н.Эверлинг вовлекают зрителя в некую игру, оставляя ему возможность разгадывать заданные автором загадки.
     Молодое поколение художественной династии Харламов-Натаревич-Вайнман представлено работами Матвея Дмитриевича Вайнмана и Ксении Михайловны Гавричковой. В их рисунках, еще ученических, уже чувствуется интерес к натуре, любовь к линии, стремление связать свою жизнь с искусством. Искусством, с которым сплетены судьбы предыдущих поколений их семьи.

Наталья ЗАВЬЯЛОВА
Сайт создан в системе uCoz