Стивен Плаут
Карманное руководство
по ближневосточному конфликту

     Д-р Стивен Плаут, специалист по международной экономике, преподает в школе бизнеса при Хайфском университете. Стивен ведет лист рассылки на английском языке.

     Один из самых распространенных на земле трюизмов заключается в том, что ближневосточный конфликт исключительно запутан и сложен для понимания.
     Отнюдь нет.
     Имеется всего две теории, объясняющие природу ближневосточного конфликта. Назовем их теории А и В.
     Большая часть мира разделяет теорию А, популярность которой лишь растет с течением времени. Теория А видит причины конфликта в том, что евреи нехорошие люди, притесняющие арабов. Что они плохо относятся к арабам и лишают их законных прав.
     Теория В видит причины конфликта в том, что арабы стремятся уничтожить Израиль.
     Было время, когда мир был убежден в верности теории В. Израильский истеблишмент и даже израильская сионистская левая в свое время также были убеждены в верности теории В. Но начиная с 80-х годов, израильский истеблишмент постепенно отходил от теории В, переходя на позиции теории А. Это началось с левых партий, постепенно охватило центр и даже некоторые части израильской правой. Тот же процесс имел место и в американских еврейских организациях.
     Если вы верите в теорию А, то полагаете, что Израиль должен добиваться мира путем самоосуждения. Если вы верите в теорию В, то полагаете, что Израиль должен добиваться мира путем самоутверждения.
     Если вы верите в А, то уверены в том, что мировые СМИ не одобряют израильскую политику и поведение, потому что они обеспокоены судьбами арабов и условиями их существования. Если вы верите в В, то уверены в том, что мировые СМИ не одобряют израильскую политику и поведение, потому что они недолюбливают евреев.
     Если вы верите в А, то разделяете ту точку зрения, согласно которой Израиль должен стремиться к установлению мира посредством уступок. Если вы верите в В, то разделяете ту точку зрения, согласно которой Израиль должен стремиться к установлению мира посредством утверждения еврейского характера государства, как единственного обоснования его права на существование.
     Если вы верите в А, то считаете, что Израиль должен проводить политику сосуществования с израильскими арабами, расширив привилегии для этой группы населения и приняв на вооружение исправляющую дискриминацию и оказание предпочтения арабам. Если вы верите в В, то считаете, что Израиль должен проводить политику сосуществования с израильскими арабами, приняв на вооружение принцип дифференцированного вознаграждения за лояльность и соответствующих санкций за нелояльное поведение, а также проведя “денацификацию” этой группы населения.
     Если вы верите в А, то убеждены, что израильские поселения суть одно из препятствий, а по существу, главное из них, на пути к установлению мира. Если вы верите в В, то убеждены, что стремление арабов к уничтожению Израиля является единственным препятствием на пути к миру.
     Если вы верите в А, то, по вашему мнению, Осло закончилось провалом потому, что евреи были недостаточно щедры к арабам. Если вы верите в В, то, по вашему мнению, Осло закончилось провалом потому, что еврейская щедрость разожгла арабские аппетиты и заставила их думать, что Израиль настолько слаб и уязвим, что уничтожить его будет совсем не трудно.
     Если вы верите в А, то думаете, что Осло потерпело фиаско, потому, что его принципы недостаточно решительно проводились в жизнь. Если вы верите в В, то думаете, что Осло потерпело фиаско потому, что теория А ошибочна.

Перевод с английского М.Гойзмана
Сайт создан в системе uCoz