О ЛЮБВИ, КИТАЙСКИХ ДРАКОНАХ
И ОБЫЧНЫХ, НО ОЧЕНЬ МИЛЫХ ПРЕСТУПНИКАХ

ЛОЖЬ/
LIES
(Южная Корея, 2000)
Реж. Сан Ву Янг

     Порнографический роман несовершеннолетней девушки и сорокалетнего архитектора. Первое, что поражает, – абсолютно маргинальный замысел. Похоже, что, создавая фильм, режиссер всерьез не рассчитывал на аудиторию. Условно все, начиная с сюжета, заканчивая декорациями. Он и она встречаются и занимаются любовью. Меняют отель за отелем, без слов, без объяснений в любви.
     Абсолютный стилистический аскетизм, желание играть в пределах и на территории порнографии. При этом эффект противоположный порно: телесная невозмутимость и гипнотическая летаргия от повторяющихся соитий и оргазмов.
****

ОБЫЧНЫЕ ПРЕСТУПНИКИ /
ORDINARY DECENT CRIMINALS
(США, 2000)
Реж. Тадеуш О'Салливан

     В большом уме режиссера никак не заподозришь, в особой изобретательности – тем более. Зато налицо эпигонство и расчет. Китчевая интерпретация излюбленной с начала девяностых темы об умных и непобедимых мафиози, по сравнению с которыми агенты национальной безопасности – сущие дети. Не лучшая роль Кевина Спейси – главы мафиозного братства, двоеженца с идеей фикс – доказать, что он круче национальной гвардии.
**

ГАННИБАЛ
(США, 2000)
Реж. Ридли Скотт

     Еще один исторический раритет, доктор Ганнибал Лектор, извлеченный из нафталина оскароносным Ридли Скоттом. Исключительно макабрическое продолжение триллера Демме "Молчания ягнят". Постаревший Лектор (Энтони Хопкинс) гуляет по улицам Флоренции и трактует интеллектуалам Данте. Каннибализм становится чем-то вроде хобби и проявляется только после того как бывший "пациент" Лектора решает сквитаться за увечья, и в результате сам погибает съеденный свиньями. Потревоженный "маэстро ужаса" берется за дело и с аристократическим изяществом, вилкой и ножом, под звуки Бетховена (очевидно позаимствованного из исправительных сцен "Заводного апельсина") и звон хрустальных бокалов начинает потреблять своих жертв.
     Напугать зрителя Скотту удалось на все сто. По разные стороны океана публика падает в обморок на сеансах "Ганнибала", а вот убедить, что доктор Лектор – философ-маргинал, а его танатологические эксперименты – особая трансгрессия, не получилось. Для этого снятых скальпов мало.
***

"ИСТОРИЯ О НАС" /
THE STORY OF US
(США, 1999)
Реж. Роб Райнер

     Типично голливудская клюква. Для любителей романтических мелодрам с хорошим концом. Он и она супруги со стажем в пятнадцать лет с двумя детьми. Все еще любят друг друга без памяти, но не могут провести спокойно и пяти минут. Он слишком романтичен, она слишком практична. Все резоны для того, чтобы однажды разойтись, не говоря о том, чтобы надоесть друг другу раз и навсегда. Однако режиссеру и сценаристам нет дела до правды жизни. В этой пряной фантазии обоюдная глупость столь же невероятна, как невероятен и финал, где внезапно прозревшие супруги бросаются друг другу в объятья и клянутся в вечной любви.
***

СУКА-ЛЮБОВЬ
(Мексика, 2000)
Реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

     Восемь различных призов на различных кинофестивалях. Победы в номинациях – “лучший зарубежный фильм” и “лучшая режиссура”. Иньярриту: "Я наконец нашел сюжет, который позволил мне избавиться от кошмарного страха обыденности. Я хотел одновременно поразить, обласкать, развлечь, тронуть и спровоцировать". Развлечь, тронуть и обласкать – да. А поразить и спровоцировать не хватило радикальности.
     Сугубо кровавый мексиканский продукт, сочетание угрюмой брутальности и инфантилизма. Естественно, в аутентичных латиноамериканских декорациях: липких подворотнях, обшарпанных жилищах клошаров и собачьих клубах. Три героя – три жертвы любви. Юноши к жене своего брата-бандита. Бомжа – к революции, топ-модели – к женатому мужчине. За свои страсти герои расплачиваются по разному: топ-модели ампутируют ногу, юноша оказывается без девушки и без денег, киллер – без любимой семьи. Миром правит похоть, алчность и прочие инстинкты. И в этом люди не лучше и не хуже собак.
****

КРАДУЩИЙСЯ ТИГР, ЗАТАИВШИЙСЯ ДРАКОН /
CROUCHING TIGER, HIDDEN DRAGON
(США, 2000)
Реж. Энг Ли

      Вопреки официальным восторгам и полученным призам наименее интересное из всего, что на сегодняшний момент создал Энг Ли. "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" – экспортный и донельзя хрестоматийный вариант китайской культуры. Китай для американцев, редуцированный до сказочного эпоса и физкультуры (всех этих летающих монахов, от которых устаешь минут через двадцать). Сказка о волшебном мече, храброй девушке и Юноше-воине. Такой Китай доступен всем, включая препубертатную аудиторию.
***

Виктория Смирнова-Майзель
Сайт создан в системе uCoz