РЫБА, ВОДКА И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

     С 17 февраля по 17 марта галерея АРТ-ГАВАНЬ совместно с Открытой Ассоциацией Современного Искусства (Елена Паршина, Анатолий Алексеев) представили художественный проект и выставку-акцию Образ рыбы. Архетипы и артефакты”, посвященную переходу эры Рыб в эру Водолея. В проекте участвовало более 50 художников, музыканты, поэты, ди-джеи. Среди художников такие известные, как Э. Козлов, В. Тюленев, В. Чиков, В. Обедков, Т. Новиков, А. Медведев, А. Зинштейн. Из музыкальных коллективов – “Академия тишины”, “Реггистан”, “Новые композиторы”. Правда, “Новые композиторы” не выступили: публика разошлась, было уже поздно. Получилось так, что народ больше всего заинтересовался фуршетом – фаршированной рыбой с водкой. На нечто большее заинтересованности не хватило.
     Образ рыбы, традиционно служивший символом христиан, вызывает множество ассоциаций. Это и рефлексии Юнга и Райха, но это и обыгрываемая на открытии тема рыбного дня (то есть дня постного, в который позволена только рыба). Это и различные сленговые оттенки, вроде армейского термина салага, переделываемого в салаку, или доминошное восклицание “Рыба!”.
     Адепты “современного искусства” высказывали желание создать “буддийское пространство”, в то же время сетуя на излишнюю “официальность” события с перерезанием голубой ленточки и т. п. Однако, в чем же заключалось “буддийское” настроение, было не вполне ясно. Перформанс “Академии тишины” создал, конечно, странную атмосферу изысканного “экшн”, но смысл вступления мог быть истолкован в любом угодном толкующем ключе. Танцоры-перформеры имитировали биение рыбы, издыхающей на песке. Текст песни рефреном повторял: “Кто меня не любит, тот лягушкой станет”.
     Елена Паршина, координатор Ассоциации, говорит, что ее влекут не вещи, а их идеи. Средневековая проблематика вещей и идей вообще очень важна для проекта. Многие картины трактуются организаторами именно с точки зрения “философии вещи” их авторов. Скажем, метод Валерия Вальрана рассматривается как “нулевое смещение созерцания вещи”. Сама Е. Паршина трактует образ рыбы в “ориентализующем” стиле, стремясь переосмыслить его как символ богатства и процветания. Между тем как генеалогия рыбной темы возводится еще к “Рыбным лавкам” Снейдерса, а в ХХ веке к “Красным рыбкам” Матисса.
     Выставка получилась большая – занимает весь третий этаж “Морского вокзала” – и чрезвычайно разнообразная. Для некоторых молодых радикалов кажется курьезным сочетание в одном помещении строгих академистов вроде Э. Козлова и “новоакадемистов” вроде Т. Новикова, однако организаторы считают, что контекст сближает их. Во всяком случае, нигде больше такого сочетания видеть не приходилось.
     Конечно, пафос устроителей, особенно из числа молодежи, чересчур грандиозен и претендует чуть ли не на очередную мировую революцию (в данном случае апеллируют к революции информационной). Завершен, дескать, шеститысячелетний этап истории рода человеческого, начавшийся неолитической революцией. Прощай, христианство, здравствуй, буддизм. Такие тексты слишком напоминают хипповские телеги.
     В завершение признаюсь, что сам я был приглашен на акцию в качестве поэта. Поэтические чтения должны были вестись из отдельной маленькой комнатки по местному телевидению, так, чтобы лицо поэта проецировалось на экран в зале, а зрители думали бы, что чтец находится далеко отсюда. По иррациональной логике (или по злому умыслу) техника в нужный момент отказала. В зале (почти при полном отсутствии публики) еще безумствовали ди-джеи. А я (почти в одиночестве) напился паленой водки, предупредительно предоставленной мне с добрым напутствием. Все же надо было залить фаршированную рыбью голову, которая досталась мне после того, как публика съела остальную часть.

Семен Левин
Сайт создан в системе uCoz