ЖИВОЙ БУКЕТ ИУДАИЗМА

     Среди базовой литературы иудаизма сидур занимает скромное место. Он не претендует ни на древность, как Танах, ни на широту охвата и глубину, как Талмуд, ни на мистическую возвышенность, как "Книга Сияния" (Зогар). И все же ни одна книга не близка сердцу еврея так, как сидур, ни одна не оказывает на него столь глубокого влияния. Может быть, другие книги более почетны и значимы, но именно сидур – самая любимая, самая интимная книга для каждого еврея от мала до велика.
     На протяжении многих поколений сидур традиционно был первой книгой, по которой дети учились читать. Многократно повторяя сочетания слов, ребенок запоминал и содержание. Даже те дети, у которых по тем или иным причинам не было возможности продолжить учебу, по крайней мере, овладевали чтением сидура – пусть даже не понимая смысла молитв. Эта традиция способствовала особой привязанности еврея к сидуру. Законы, упоминаемые в нем, с малых лет впитываются в сознание, цитаты из него входят в разговорную речь евреев всего мира.
     Сидур – не только сборник синагогальных молитв: в нем содержатся молитвы и благословения, необходимые человеку в самых разных местах и в самое разное время, начиная от благословений, произносимых немедленно по пробуждении, и, кончая молитвой Шма, произносимой в постели перед сном. Сидур охватывает все события жизни от рождения до смерти; он в руках у человека в моменты совершеннолетия и свадьбы, с ним он отмечает события радостные и печальные, повседневные и редкие. Сидур – книга на все случаи жизни, все в нем нуждаются, все им пользуются.
     Значимость сидура определяется не только привязанностью к нему и частотой его использования: главное – в самом его содержании. Ни одна еврейская книга не вмещает весь иудаизм в целом с такой полнотой, как сидур. Сидур похож на пестрый букет из самых разных цветов, вобравший в себя все аспекты еврейского духовного творчества.
     В нем есть принципы веры, галахические сведения, общие вопросы мироздания, события еврейской истории. В нем есть возвышенная поэзия и рядом с ней – мельчайшие подробности практических заповедей. В нем есть молитвы личного, интимного характера, и в то же время молитвы всего народа в целом, в которых говорится о его трудностях и надеждах, в нем есть молитвы, которые затрагивают все миры, всю вселенную. В нем есть философская мудрость и тайны каббалы. В нем есть отрывки из Торы, Пророков, Писаний, из Мишны и Талмуда, из мидрашей Агады и мидрашей Галахи, фрагменты средневековой поэзии и произведений мудрецов более поздних времен, их личных молитв.
В сидуре можно найти плоды еврейского творчества всех времен, всех поколений. Одни молитвы составлены много веков назад, другие – совсем недавно, в наши дни. Сидур не является произведением одного автора или издателя, составленным раз и навсегда. Он своего рода сокровищница, в которую каждое новое поколение вкладывает свои жемчужины. Но сидур – это не просто склад сокровищ – у него есть свой характер, свое исключительное содержание. Становясь частью молитвы, поэтические и философские отрывки получают новую окраску, абстрактные понятия – эмоциональную наполненность, делаясь частью диалога молящегося с Творцом.
     Ежедневно, в будни и праздники, человек черпает из этой сокровищницы слезы и надежды, возвышение духа и слова просьб, с которыми он обращается к Создателю.
     Одно сказание в Талмуде повествует об ангеле, который делает на небесах короны для Создателя из молитв евреев. Эта агада подчеркивает значение молитвы за пределами человеческого субъективного мира. О молитве сказано, что плоды ее человек вкушает в этом мире, но главная награда сохраняется для мира грядущего.
     Детальное изучение молитв, их строения, их скрытых смыслов можно обнаружить уже в Талмуде. Существует богатая и разнообразная литература на эту тему. С самых древних времен писались лингвистические, галахические и другие комментарии к сидуру, а также исследования по истории его составления, объяснения числового значения слов и отдельных букв различных молитв. Имеются философские и каббалистические концепции, построенные на материале сидура. Так что сидур – не только собрание существующих произведений еврейской мысли всех поколений, но и источник создания новых.
     Сидур – одна из первых книг, напечатанных на иврите (по-видимому, в 1475 году). Не существует полного перечня всех изданий для всех стран и времен, однако очевидно, что этот перечень насчитывал бы тысячи, а может быть, и десятки тысяч позиций. В наши дни не проходит года без выпуска сотен новых изданий различного формата, в различном оформлении.
     В одни сидуры включены молитвы на весь год, включая праздники, в другие – только будничные молитвы. Одни сидуры напечатаны на самой простой бумаге, другие роскошно оформлены и декорированы. Есть сидуры с комментариями и без. Есть сидуры с переводами на различные языки. Сосчитать, сколько всего вышло сидуров практически невозможно, но то, что ни одна еврейская книга не издавалась так часто, – несомненно.
     Сидур вкладывает молитву в уста младенцев и "простых" евреев, но он же выражает весь простор и глубину мыслей и переживаний величайших мудрецов. И он всегда остается источником живой воды, утоляющей жажду души, которой питаются сердца евреев в любое время и в любом месте.

Раввин Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ
Сайт создан в системе uCoz