ЗЛОБНЕНЬКАЯ МУЗА И
РУССКАЯ КРАСАВИЦА

     7 апреля произошло два события. Открылась выставка Евгения Тыкоцкого в Музее нонконформистского искусства и закрылась выставка Василия Голубева в галерее “Борей”, которая называлась “Клуб застенчивых антисемитов”. Два взгляда, две позиции по одной теме, впрочем, картины Голубева, скорее, о России и русском. Евгений Тыкоцкий, считающий учителем Чарли Чаплина и испытавший заметное влияние Шагала, дает образчик типично еврейской живописи. Яркость, пестрота, цветовая насыщенность и произвольность цвета (зеленое лицо девушки, черный петух) в сочетании со странностью, сюрреалистичностью сюжетики создают впечатление чего-то мечтательного, вязкого, “своего”. Персонажи в массе худы, заворожены какой-то необъятной тайной. Тогда как собственно пятно, фактура – типичный авангард, несмотря на фигуративность.
     В краткой речи на вернисаже Тыкоцкий признался: “Я всегда выбираю самую маленькую, самую злобненькую музу”, – на что сразу получил ответ какой-то ценительницы: “Нет, Женя, музы должны быть упитанными”. Что ж, вопрос о худобе, или упитанности, муз, вероятно, вечен.
     В картинах Голубева, собранных под эгидой антисемитизма, на первый взгляд, ничего антисемитского не обнаруживается. В основном это тусклые маловыразительные сценки из советской действительности, напоминающие о концептуализме. Но в том-то и дело, что в них, в отличие от безликих индустриальных пейзажей Комара и Меламида, оживает и шевелится некая донная советская (и постсоветская) мифология: малая мифология коммунальных сплетен и подсознательных комплексов. “Легенды о злом лилипуте” – страшный карлик с бубенчиками сгоняет оркестр с консерваторской сцены, в ужасе разбегаются и зрители. Лишь двое задумчивых мужчин на балконе застывают с лицами, пронзенными мучительной догадкой... “Стрельба в журналиста” – обычный советский тир, дремлющий служитель, мужчина помогает спутнице прицелиться. “Путешествие Хомы Брута” – на фоне ног спешащих прохожих некий шизоид ползет, очерчивая вокруг себя меловые круги... В последнем зальчике “Борея” экспозиция заканчивалась комиксом под названием “фильм ужасов”.
     Третья выставка, касающаяся еврейского вопроса, еще продолжала висеть в малой галерее “тупых” “Паразит” в коридоре “Борея”. “Тупые” продолжают эксплуатировать свою излюбленную фишку “Евреи, вернитесь в Россию”. На этот раз идея получила пластическое выражение в форме плаката. На нем русская красавица в кокошнике протягивает хлеб-соль гипотетическим евреям. О прилагающемся к плакату списке известных евреев, принесших пользу русскому государству, мы уже писали в предыдущем номере.

Семен Левин
Сайт создан в системе uCoz