"ВЕРНОСТЬ" ЖРЕЦА ЭРОСА ЖУЛАВСКОГО
И МАДАМ ДЕ ЛАФАЙЕТТ

     Сверлящий взгляд и искрящийся жилет. Анджею Жулавскому исполнилось шестьдесят. Юбилей мастера совпал с выходом в свет его тринадцатого фильма “La fidelit?”. Хотя наши бизнесмены от видео обозвали его “Кадр смерти”, все-таки переводится он как “Верность”. Премьера фильма состоялась в Париже в апреле и прошла “на ура”. Многочисленная публика простаивала за билетами длинные очереди, несмотря на дождливую весну. Новое детище режиссера, прославившегося своей скандальностью, является современным переложением “Принцессы Клевской”, написанной мадам де Лафайетт.
     В 1960 году этот исторический роман экранизировал старейший режиссер Франции Жан Делануа, где принцессу Клевскую сыграла Марина Влади. Похоже, что новая версия пана Жулавского оставляет от первоисточника лишь основную идею для размышления, а именно: может ли “свободная” женщина оставаться чистой и незапятнанной?
     Принцесса Клевская – это Клелия, модный фотограф, снимающая без остановки все подряд. Эту девушку-фотографа нанимает газетный магнат. Работая в редакции, она знакомится с издателем Клевом, влюбляется в него, и вскоре они становятся мужем и женой. Неожиданно она сталкивается с Немо, своим бывшим любовником – беспринципным папарацци... Жулавский вовсе не отрицает связи со своей ранней картиной 1974 года “Главное – любить”. В Германии этот фильм вышел под названием “Ночная съемка”, и там также исследовался любовный треугольник в мире фотографий, образов, зеркал и отражений.
     Мэтр сознается, что писал сценарий бессознательно, с одной лишь целью: увидеть любимую жену Софи Марсо на экране с фотоаппаратом в руках. Софи же увлекалась многим: писала книги, ставила короткометражки, рисовала, снималась в кино на родине и за ее пределами, продюсировала, но заниматься фотографией ей еще не приходилось. У своего мужа она снялась в четырех фильмах. Это “Шальная любовь” – вольная версия романа Достоевского “Идиот”, затем фильм, переполненный неистовыми страстями сжигающей любви, “Мои ночи прекраснее Ваших дней” (1988), “Голубая нота” (1991) и, наконец, “Верность”. В последние годы Марсо с удовольствием снималась у Веры Бальмон в “Маркизе”, вошла в роль Анны Карениной, участвовала во многих иностранных проектах. Анджей же написал 14 романов и почти 40 киносценариев. Однако ни один из них не был реализован. Супруг не снимал во Франции целых восемь лет, но на этот счет у него оказалась уважительная причина. Последние годы он работал помощником президента Польши по вопросам культуры.
     В 1996 году ему представилась возможность осуществить в Польше постановку фильма “Шаманка” с Богуславом Линдой и подающей надежды молодой актрисой итальянского происхождения. В Польше фильм имел бешеный успех. Несмотря на убийственную критику католиков и экс-коммунистов, фильм, расцененный как порнографический, в Варшаве посмотрели 400 тысяч зрителей, хотя он демонстрировался только в двух кинотеатрах на ночных сеансах. Кстати сказать, Объединение киноклубов Санкт-Петербурга порадовало любителей клубнички и польского кино и показало этот “шедевр” в рамках недели Польского кино в том же году в кинотеатре “Аврора”.
     Анджей, полюбивший кино еще в раннем детстве, смог осуществить свою мечту. Он окончил Лодзинскую киношколу, а затем работал ассистентом у Анджея Вайды на фильме “Любовь в двадцать лет”. Первый большой успех пришелся на его дебютный фильм “Третья часть ночи”, вышедший в 1971 году и поднимавший сложные проблемы Второй мировой войны. В 1999 году этот фильм демонстрировался на кинофестивале “Лики любви”, который ежегодно проводится в Москве в начале года. Позднее стали появляться французские фильмы Жулавского, снятые совместно с Германией. Таким был “Главное – любить”. Блистательные актеры Роми Шнайдер и Жак Дютрон, к сожалению, не смогли спасти фильм от нападок прессы и церкви из-за эпизода со снятием порнофильма. Новым скандалом ознаменовался фильм “Женщина перед публикой” или, как окрестили его прокатчики, “Публичная женщина”. Критика и цензура сочли его слишком эротичным, повесив ярлык “софт-порно”.
     Новый фильм – и вновь скандал. На этот раз он разразился между Мстиславом Растроповичем, Галиной Вишневской и режиссером из-за разногласий в прочтении авторской версии фильма-оперы “Борис Годунов”. Супруги-музыканты не смогли убедить маэстро изъять непристойные, с их точки зрения, сцены. Но все же несколько лет тому назад в рамках Московского международного кинофестиваля в “Иллюзионе” была показана авторская версия оперы без купюр. Позднее и телевидение рискнуло уважить любителей оперы и показало ее ночью. А такие фильмы как “Дьявол” (1972) и “На серебряном глобусе” увидели свет спустя долгие годы.
     Несколько странным мне показался фильм “Вlue note” (1991), повествующий о последнем дне жизни  Фредерика Шопена. А картина, которую Жулавский считает самой лучшей – “Рassion” (“Одержимость”) (прокатное название “Одержимая бесом”), клерикальная психологическая драма, длящаяся почти два часа, – была приобретена американским кинопрокатом и превращена в ужастик продолжительностью 80 мин.
     Роман Жулавского с Софи в свое время наделал много шума, но сегодня страсти, похоже, утихли, и все воспринимают их просто как творческий тандем. Марсо говорит по поводу последнего фильма, что три года тому назад Анджей заставил ее прочесть книгу мадам де Лафайетт. “Меня потрясла эта женщина. Она повинуется законам внутренней этики, а не законам общества”. Жулавский взял на себя не режиссерские обязанности, написав сценарий будущего фильма, нашел и уговорил продюсера итальянца синьора Паолло Бранко субсидировать 30 млн. франков на реализацию своей идеи. Что получилось из этого, суждено сказать, в первую очередь, зрителям, в том числе и петербургским, которые не пожалеют времени и проведут перед экранами 2 часа 45 минут.

Владимир Медвинский

Автор благодарит видеопрокат “Стереокино”
за предоставленные фильмы Анджея Жулавского.
Сайт создан в системе uCoz