Еврейская община Эстонии,
ее прошлое и настоящее.

     Трудно назвать точную дату возникновения еврейской общины в Эстонии. Известно лишь, что недолгое время существовала община в 18 веке, но постоянная община ведет свое существование с конца 19 века. Утверждают, что образовалась она в 1830 году, но это утверждение не обосновано.
     По мнению К. Иоктона таллиннская еврейская община появилась в 1856 году, и первоначально это была община еврейских солдат. Правление общины называлось Габбаим. Одним из руководителей общины был Г. Гуткин, потомки которого сыграли выдающуюся роль в культурной и экономической жизни евреев в независимой Эстонии.
     В Пярну появление евреев также датируется 50-ми годами 19 века, это также солдатские семьи. В других городах Эстонии евреи встречались редко. Во многих городах евреи пытались получить разрешение на строительство синагоги, и такие разрешения, как правило, выдавались. Раввины появились в Эстонии в 60-70-е годы 19 века.
     Наряду с таллиннской общиной, тартуская была наиболее крупной. Здесь в конце 19 века было правление общины, раввин, шойхет, проводились благотворительные акции, организовано общество посещения больных. В 1875 году была открыта еврейская начальная школа. В 1875 году была создана еврейская студенческая касса, другие студенческие еврейские организации.
     Существование евреев в Эстонии в конце 19 - начале 20 века было не всегда безоблачным. В 1880-х годах многим евреям пришлось покинуть Эстонию согласно царскому указу, однако в некоторых местах он игнорировался эстонскими властями. Либерально относился к евреям-студентам и Тартуский университет, где принимали тех, кто был исключен из других университетов за вольномыслие. В Тарту потянулись также бежавшие от погромов. Евреи при поддержке своих местных доброжелателей подали прошение о разрешении жить в Эстонии всем евреям, проживавшим здесь до 1879 года. В 1899 году была торжественно заложена синагога, и на этом мероприятии присутствовали представители полиции и влиятельные христиане. Синагога была одним из первых зданий Таллинна, которое было разрушено во время первых бомбежек летом 1940-го года.
     В 1917 году евреи получили право на национальную автономию, в 1925 году вышел закон о культурном самоуправлении национальных меньшинств. Эстония стала первым государством в мире, где евреи получили право на свою культурную автономию. Эстонское государство, например, материально поддерживало еврейское образование в школах и гимназиях. На ул. Кару, 16 открылась в 1924 году еврейская гимназия, но она была построена за счет самих евреев. Школа как таковая существовала с 1912-го года, а гимназией стала в 1924-м году. Гимназия играла большую роль в жизни еврейской общины, служила еврейским центром: здесь проводились благотворительные мероприятия, работали культурные секции, спортивный клуб, проводились вечера и балы.
     В Тартуском университете была открыта кафедра иудаики с целью подготовки учителей для местных еврейских школ. В 1920 году было создано еврейское спортивное общество “Маккаби”. Действовали и политические еврейские организации, особенно сионистские. В 1926-м году состоялись выборы в первый еврейский культурный совет.
     Евреи, в свою очередь, были лояльны к Эстонскому государству. 178 евреев участвовало в Освободительной войне, из них 68 были добровольцами. Антисемитизм в Эстонии на бытовом уровне все-таки был, особенно в 30-е годы, например, существовали частные заведения, куда евреев просто не пускали. К сожалению, размеренная жизнь евреев в Эстонии вскоре закончилась с приходом фашизма.
     Можно с уверенностью сказать, что в истории Эстонии было две всемирно известных катастрофы: гибель парома “Эстония” и катастрофа евреев, когда Эстония стала одной из первых страной “юден фрай” - “свободной от евреев”.
     В 1940-м году многие евреи, как и русские, и эстонцы были депортированы из Эстонии в Сибирь, и, как ни парадоксально, это спасло некоторым из них жизнь.
     Еврейская интеллигенция прекрасно сознавала, чем чревато для евреев установление немецкого “нового порядка”, но тем не менее некоторые вообще не сделали никаких попыток уехать. Историки до сих пор пытаются выяснить: почему? Скорее всего, страх перед большевиками был столь же силен, как и перед фашистами.
     Не только эстонцы, но даже многие приехавшие в Эстонию после войны евреи очень смутно представляли себе до недавнего времени, что же происходило с евреями в Эстонии во вторую половину 1941 года, когда еврейский вопрос должен был получить “окончательное решение”. Одни считали, что “заслуга” в уничтожении местных евреев принадлежит коренному населению, другие были с этим категорически не согласны.
     Истина же, как оказалось благодаря архивным изысканиям Е. Гуриной-Лоов, лежит посередине, историю нельзя рисовать только черными или только белыми красками.
     В книге, вышедшей в 1994 году на эстонском языке “Катастрофа эстонских евреев 1941”, Гурина-Лоов опубликовала и проанализировала архивные документы, и даже простая публикация их позволила бы сделать определенные выводы. Вот послание трудового коллектива с просьбой освободить сослуживца-еврея, ценного и уважаемого работника. Под прошением множество подписей, фамилии эстонские. Немалое мужество требовалось, чтобы подписать такую бумагу. И тут же корявый донос: в некоем месте еще живет еврейская семья. Донос составлен постольку, поскольку, судя по тексту, сосед позарился на еврейское добро. Или вот такой документ: в приюте живет слабоумная еврейская девочка, как бы от нее избавиться, спрашивает работница приюта. “Дела” состряпаны по всем правилам крючкотворства. Диву даешься, зачем нужна была вся эта канцелярщина, если исход был предрешен заранее? Как будто от этого убийство превращалось в чем-то оправданный деловой процесс. Читаешь книгу и вспоминаешь слова О. Шиндлера о том, что слишком мало было спасено жизней, потому что никто не догадался поискать слабые места в гитлеровской бюрократической машине.
     Когда после войны благодаря политике СССР в Эстонии в массовом порядке начали появляться русские, вместе с ними приехали и евреи из советских республик. Прослойка интеллигенции среди них была особой, это были русские советские евреи – явление совершенно уникальное. Вновь прибывшие евреи не владели эстонским языком, причем многие и не имели мотивации его изучить (согласно идеологии того времени, а также в связи с установкой на ценности русской культуры), не особенно стремились интегрироваться и в эстонскую культурную жизнь, что создавало предпосылки к непониманию между коренными и вновь прибывшими евреями.
     Отношение к участию эстонских солдат во Второй мировой войне на стороне Германии оказалось таким моментом, который вызвал наибольшие споры среди евреев Эстонии. Не существует полного единодушия и по некоторым принципиальным вопросам во взглядах на историю: пережившие репрессии советского времени коренные евреи Эстонии относятся к прошлому иначе, чем евреи-ветераны Великой Отечественной войны, например.
     Еврейская община Эстонии и была создана с целью сгладить различия между коренными эстонскими евреями и переселенцами из СССР. Сейчас они постепенно сходят на нет, совершенно отсутствуют среди молодежи. Выпускники Таллиннской еврейской школы не стесняются отвечать на вопрос о своей национальности, никакого снобизма не замечается в кругу Молодежного еврейского общества. Молодые понимают, что изучение эстонского языка – необходимое условие успешного будущего, если они решили связать его с Эстонией.
     В начале перестройки был организован Форум Народов, который активно участвовал в политической жизни страны, и его первым президентом стал эстонский еврей Хаги Шейн. И сегодня государство не препятствует организации еврейской жизни: имеется вновь открытый общинный центр, средняя еврейская школа, синагога. Среди почти миллионного населения страны немало популярных личностей как из местных эстонских евреев, так и приехавших в послевоенный период.

Светлана БЛОМБЕРГ,
Таллинн
Сайт создан в системе uCoz