ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК
НЕ ПО ИЛЬФУ И ПЕТРОВУ
Евреи..., их Б-г – деньги.
К.Маркс

     Ну, это мы слышали и от других, Маркс здесь не оригинален. Кроме эмпирических аргументов ("посмотрите, в чьих руках все деньги"), приводят и более глубокие, "духовные". Среди прочего, – говорят: Вс-вышний говорит с Моисеем на горе Синай, а евреи пляшут вокруг золотого тельца. Здесь люди, которым лень читать толстые книжки, делают простенькое логическое заключение (типа "2+2=4") "евреи"+"поклонение"+"золотой телец"="евреи поклоняются золоту".
     Итак, что же случилось в стане сынов Израиля в отсутствие Моше? Сыны Израиля приходят к Aхaрону с ужасной просьбой: сделай нам идола.
     "И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Ахарона, и потребовал: "Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, пропал и не знаем мы, что с ним".
     Можно себе представить чувства, охватившие Ахарона. Как противостоять толпе, требующей идола. Сказать: нет? Они сделают идола сами. Убеждать? Не услышат, как не слышали Моше в Египте. Ахарон избирает единственную тактику, которая может, по его мнению, привести к успеху: он соглашается исполнить волю толпы при условии... Условие, он надеется, погубит всю затею.
     "И сказал им Ахарон: "снимите золотые кольца с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне".
     Ну да, так и согласятся женщины вынуть золотые серьги из ушей, чтобы удовлетворить духовные прихоти мужчин! К тому же, К.Маркс утверждает, что евреи с золотом так легко не расстанутся. Но, неожиданно, сценарий дает сбой:
     "И снял весь народ золотые кольца со своих ушей, и отдали их Ахарону".
     Оказывается, история о золотом тельце получила в универсальной мировой культуре ложное толкование: речь тут не о поклонении золоту, а о готовности расстаться с золотом ради неосязаемых ценностей.
     Этот вывод мог бы показаться оптимистическим, представляющим наших предков эдакими бессребрениками (точнее "беззолотниками"), но не все так просто. Отказаться-то от золота они отказались, да вот пожертвовали его не для похвального дела! К тому же идолослужение – великий грех (один из трех "смертных" грехов), а вот корыстолюбие – не более чем осуждаемый Торой, но не запрещенный ею порок.
     Как же вышло, что наши великие предки, поколение Исхода, видевшие великие чудеса в Египте и на Красном море, соблазнились служить идолищу поганому? (Кстати, это не случайная оговорка: корень "pagan" на европейских языках означает "языческий идолопоклоннический", отсюда и поганый). Откуда вообще взялась эта странная идея, поклоняться предмету, сотворенному человеком? Человеку свойственно искать и в абстрактных, духовных областях зримые и ощутимые формы, за которые можно "уцепиться". Заметим, что и в случае с золотым тельцом не шла речь о замене Б-га идолом. Идол должен был заменить пропавшего Моше. Веру в единого Творца, стало быть, евреи не потеряли, искали всего лишь посредника, "выведшего из Египта". Это, кстати, вполне современный сюжет: и в наши дни многие, веря в Единого, служат идолам нового времени: карьере, политике, "духовным" модам.

А.ФЕЙГИН
Сайт создан в системе uCoz