ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСТВО

Вы еще не знакомы?
У нас в гостях художественный руководитель музыкально-театральной студии “Киндер-Йорн“ ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА БОРУХЗОН.

     – Любовь Михайловна, известно, что Вы – профессиональный музыкант, педагог класса фортепиано, организатор и бессменный руководитель замечательного детского музыкального театра “Вокруг рояля“. Казалось бы, для одного человека этой головной боли вполне достаточно, а Вы взялись за создание еще одного творческого коллектива. Как пришла эта идея детского еврейского музыкального театра?
     – Думаю, что совершенно естественным образом. 25 лет назад я организовала в Охтинском Центре гуманитарно-эстетического воспитания на основе своего класса фортепиано театр “Вокруг рояля“, уникальность которого в том, что дети там не только актеры, но еще и композиторы. Мы ставим спектакли, музыку к которым пишут сами его участники. И это помогает им полностью выразить себя, ведь по ходу спектакля дети поют, танцуют, перевоплощаются в своих героев, сами себе аккомпанируют.
     У Джанни Родари мне встретилась такая мысль: “Если мы хотим научить думать, прежде должны научить придумывать“. В этом театре мы уже поставили более 30 спектаклей, гастролировали не только по России и ближнему зарубежью, но были и в Америке, Германии, Польше, Финляндии, Израиле...

     – Работать бы и радоваться, но какие же пути завели Вас на “еврейскую улицу“?
     – В 93-м, после долгого-долгого перерыва, в Петербурге возобновило свою работу Еврейское музыкальное общество. Здесь собрались талантливые и видные музыканты. Президент общества, кантор Большой хоральной синагоги Барух Финкельштейн активно стимулировал деятелей культуры расширить диапазон своего творчества. За 3-4 года интенсивной работы Общества появились: мюзикл “Еврейское счастье“ В.Баснера, клезмерское трио П.Геккера, хоровые обработки еврейских народных песен Я.Дубравина, увертюра “Блуждающие звезды“ И.Шварца, детский клезмерский ансамбль Е.Хаздана и многое другое. В нашем театре “Вокруг рояля“ мы поставили 3 новых спектакля: “Иосиф“ - на библейский сюжет (музыку написала моя ученица Юля Гольховая), “Еврейская свадьба“ и “Пуримшпиль“. Публике наши работы понравились, и три года назад по предложению Джойнта я приступила к организации детского еврейского музыкального театра при Общинном центре С.-Петербурга. В итоге появился новый интересный творческий коллектив: музыкальный руководитель – композитор Вадим Рывкин, хормейстер – Евгения Кириченко, балетмейстеры – Владимир Стадник и Фаина Кузьмина, либреттист – Николай Голь.

     – А как же с актерами?
     – Актеров искали через знакомых, публиковали объявления, я приглашала своих учеников – и к нам начали приходить. Мы принимали и принимаем всех, кроме самых маленьких. Конечно, все наши актеры учатся или учились в музыкальной школе, ведь мы ставим настоящие камерные оперы и мюзиклы со сложным музыкальным языком. Первая наша работа была трудной и долгой, зато увенчалась колоссальным успехом – нас пригласили участвовать во 2-м Международном фестивале им. С.Михоэлса в Москве. Публика прекрасно приняла лирическую оперу В.Рывкина (либретто Н.Голя ) “Здравствуй, Бузя!“ по мотивам романа Ш.-Алейхема “Песнь Песней“. В этом году в Москве прошел крупный Международный фестиваль еврейской культуры, на котором мы показали два спектакля и стали лауреатами.

     – С чем мы все рады Вас поздравить. А куда-нибудь еще за пределы Питера студия выезжала?
     – Мы были в Пскове, Петрозаводске, участвовали в фестивале “Рампа - 2001“. Он проводился в Кишиневе, и мы повезли два спектакля: “Скрипочка для Шолома“ (музыка В.Рывкина, либретто Н.Голя) и “Эстер“ (музыка израильского композитора Д.Сморгонской, либретто Н.Голя). И, если “Скрипочка“ была готова, то с “Эстер“ обстояло совершенно иначе. Над спектаклем начали работать недавно, и он был не то что “сырой“, а прямо-таки “мокрый”, но показать хотелось ужасно! И вот, поскольку дорога долгая, решили доделать его в поезде, благо занимали почти весь вагон. Теперь представьте: ребята выстраиваются вдоль коридора купейного вагона и, используя в качестве балетного станка поручень, который идет вдоль окон, в узком пространстве танцуют, прыгают, бегают. Потрясенные проводники скользили тенями, лишь бы не помешать. Так мы работали сутки – и поставили все танцы мюзикла. Ребята молодцы, все выдержали! В Кишиневе пришлось в течение одного дня дать три концерта, причем первый – в 10 утра, и все прошли “на ура“!

     – А обид при распределении ролей не бывает?
     – Думаю, что бывают, хотя мне их никогда не высказывали. Увы, не у каждого есть вокальные данные для исполнения больших заглавных ролей... А вообще театр – страшная отрава, и многие из тех, кто когда-то играли у меня детьми, свою взрослую жизнь так или иначе связали с театром.

     – Похоже, что всем фантастически повезло: публике, детям, организаторам... Никаких проблем...
     – Сплошные проблемы! Театр – это огромный организм со многими системами. У нас нет хорошего театрального помещения, трудности с приобретением и хранением костюмов, звукотехнические сложности. Хочется организовать небольшой театральный оркестр или инструментальный ансамбль. Хотим больше выступать – театру нужен зритель. Но при всех проблемах – мне нравится работать в Общинном центре, потому что вокруг интересные люди во главе с директором Центра Александром Френкелем.

     – И напоследок, пожалуйста, несколько слов нашим читателям...
     – Приходите на наши концерты и приводите в наш театр своих детей и внуков! Мы хотим вас видеть и хотим, чтобы вы познакомились с нами!

Интервью провела Т.ВАЛЬТЕР
Сайт создан в системе uCoz