ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ”
ПО-АМЕРИКАНСКИ

     В мае 2001 года наш город посетил американский социолог и философ господин Чарльз Чеберле, создатель общеамериканских образовательных программ “Вы – люди” и “Гражданский Проект”. С помощью этих программ Чеберле уже более десяти лет обучает американцев принципам и навыкам демократии.
     Чеберле, наверное, можно считать типичным американцем. Он родился в 1940 году в Массачусетсе – штате, с которого началось создание американского государства. Среди его предков – англосаксы, норвежцы, испанцы, евреи. Чеберле получил хорошее и, опять же, чисто американское образование: для “реальной жизни” – Гарвардская школа бизнеса, для души – университетская степень по психологии и социологии. Для него, как и для многих других американцев его поколения, главным событием молодости стало участие во Вьетнамской войне. Два года он воевал в составе экипажа боевого вертолета. По словам Чеберле, бессмысленность войны и невозможность как-то повлиять на ситуацию впервые заставили его задуматься над метафизическими вопросами: есть ли Б-г, каков “его” Б-г и каким должен быть он сам.
     Толчком к созданию Чеберле собственной программы обучению демократии послужило изучение им рукописей “отцов-основателей” США: Вашингтона, Джефферсона, Франклина, Гамильтона, Пейна. Между авторами, прежде всего между Джефферсоном и Гамильтоном, возникали острейшие споры, в ходе которых демократические идеи подверглись существенной деформации. Чеберле пришел к выводу, что дефекты современной демократии связаны с неумением людей реализовывать свои права и исполнять обязанности членов демократического общества. Нынешняя демократия – это “демократия сверху”, а демократия должна создаваться “снизу”, считает Чеберле. Демократические навыки люди должны получать в процессе реализации своих идей и замыслов в сообществах: в семье, школе, в рабочих коллективах и т.п. Любопытно, что близкие взгляды об обществе, состоящем из автономных общин, развивал израильский социолог Михаил Агурский. Впрочем, г-н Чеберле, по его словам, о нем никогда не слышал.
     Чрезвычайно экстравагантным представляется другой источник воззрений Чеберле. Это учение эзотерических русских философов Гуржиева и Успенского о раскрытии истинных возможностей человека. На эти теории Чеберле обратил внимание, изучая работы американского мистика и последователя Блаватской – Эдгара Кейси. Для нас учение Гуржиева ассоциируется отнюдь не с демократией. Известен интерес к нему со стороны околонацистских философов (Хаусхоффер). Считается, что книги Успенского лежали на столе Сталина. В созданных Гуржиевым в Париже группах шло не столько обучение демократии, сколько жесткая идеологическая обработка членов кружка. На это Чеберле ответил, что философ не отвечает за восприятие и использование своих идей.
     Вообще, как и положено настоящему американцу, Чеберле скорее практик, чем теоретик. За десять лет его программа в США охватила 500 тысяч человек в 1 500 центрах. Учатся и дети, и взрослые. Занятия напоминают групповые тренинги. Цель – обучить людей семи основным принципам поведения членов демократического общества: сотрудничество, терпимость, справедливость, сила, самосовершенствование, равновесие, уважение.
     Чеберле уверен, что Россия открывает большие, чем США, перспективы для развития первоначальных идей “отцов демократии”. Он рассчитывает реализовать свою программу в России. В нашем городе он уже провел пятидневный тренинг демократии в обычной питерской школе.
     Впечатления о России у Чеберле прекрасные. Он рассказывает, что российские школьники с энтузиазмом восприняли его занятия. По сравнению с американскими детьми, они более внимательны, сконцентрированны и, главное, заинтересованы в получении новых знаний.
     На вопрос о том, какое общество за всю историю человечества отвечает его представлению об “истинной” демократии, г-н Чеберле задумался и назвал полулегендарное общество дофараонного Египта, известное (в эзотерической литературе) под названием Мат. А времени на воспитание “демократических личностей” нужно много... много поколений.

Л. Ц.
Сайт создан в системе uCoz