ФОРУМ ЮНЫХ СКРИПАЧЕЙ

     В Петербурге завершился Второй Международный юношеский конкурс исполнителей-композиторов. Об итогах конкурса музыкальный критик Ольга Скорбященская беседует с членом оргкомитета конкурса, мэтром петербургской музыкальной критики, профессором Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, секретарем Союза композиторов России Михаилом Бяликом.

М.Б.Бялик

     О.С. Михаил Григорьевич, сегодня Петербург знает много конкурсов — имени Прокофьева, имени Шостаковича, конкурс ансамблей “Брат и сестра”, конкурс юных композиторов “Я — композитор”... В чем, по-вашему, специфика состязания юных исполнителей-композиторов, и каковы его перспективы?
     М.Б. Да, к счастью, в наши дни в Петербурге проводится много конкурсов. Не то что в былые времена, когда разговоры о дружбе и сотрудничестве республик и городов так и оставались только разговорами, а на деле все конкурсы проводились только в Москве. Сегодня конкурсная панорама Петербурга пестра и многоцветна, и не так просто в ней каждому новому начинанию в этой области найти свое лицо. Конкурс исполнителей-композиторов был задуман и организован при участии двух замечательных музыкантов — композитора Сергея Михайловича Слонимского и педагога Любови Михайловны Борухзон. Им пришла в голову плодотворная идея объединить в задачах одного конкурса роли исполнителя и композитора. Первый конкурс, состоявшийся два года назад, был посвящен Слонимскому и проводился среди пианистов-композиторов. Нынешний — был посвящен легендарному скрипачу Яше Хейфецу и проводился среди скрипачей. Оказалось, что и они подвержены прекрасной “болезни сочинительства”.
     В связи с этим я бы хотел сказать следующее. Сегодня невероятно возросла тяга к композиторству среди детей. Отделения композиции есть почти во всех музыкальных школах. И эту тенденцию можно только приветствовать. Я сам помню, как много дали мне в свое время занятия композицией, как они помогли мне в моей последующей пианистической, научной, критической деятельности. Но важно в то же время не посеять в ребятах вирус тщеславия, не внушить им самомнения, преувеличенно серьезного отношения к своей композиторской продукции. Сочинение должно стать неотъемлемой частью воспитания грамотного музыканта, но далеко не каждый музыкант станет настоящим композитором. Об этом не лишним будет напоминать ребятам, чтобы не было в будущем психологических травм, порожденных необоснованными надеждами юности.

     О.С. Кого могли бы Вы выделить среди участников и лауреатов конкурса?
     М.Б. Очень много талантливых юных музыкантов, и прекрасно, что организаторы конкурса нашли возможность поощрить почти всех. Но, конечно, есть участники, выделяющиеся своей музыкантской зрелостью, профессионализмом. Это Жанна Ли, учащаяся Средней специальной школы-лицея при Санкт-Петербургской консерватории (класс проф. О.Ф.Шульпякова), Гершон Герчиков из Иерусалимской Академии имени Рубина (класс композиции проф. И.Световой, класс скрипки Л.Фельдмана), я бы отметил и талантливого юного Сеню Гуревича, получившего приз “Надежда” (он учится в Средней специальной школе-лицее при Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Л.А.Барановой).

Играет Вадим Разумный, С.-Петербург
     О.С. Конкурс носит имя выдающегося скрипача Яши Хейфеца. Что могли бы Вы рассказать о нем читателям газеты?
     М.Б. Выдающегося — мало сказать. Яша Хейфец был и остается легендой мирового скрипичного исполнительства. Общеизвестны слова Давида Ойстраха, ответившего на вопрос о том, кого он считает лучшим в мире скрипачом, так: “Лучших много, но есть только один Хейфец”.
     Яша Хейфец был истинным сыном своего, ХХ века — века спортивного азарта, больших скоростей, водил автомобиль и электромобиль, блестяще играл в пинг-понг и большой теннис, занимался физическими опытами в Гарварде. Совершенство его игры было столь высоко, что как-то Бернард Шоу колко заметил: “Вы не боитесь, что Бог, не поощряющий человеческое тщеславие, прогневается на Вас за столь идеальную игру? Вы должны каждый день перед сном брать хотя бы парочку фальшивых нот”. И при этом исполнение Яши Хейфеца было глубоко музыкальным, максимально серьезным, чуждым пустому трюкачеству и голому техницизму. Можно только порадоваться, что устроителям конкурса пришла в голову идея посвятить состязание столь огромному музыканту, чьей музыкальной родиной был Петербург. Здесь, в Малом зале консерватории состоялся в 1911 году его дебют, положивший начало всемирной славе.

     О.С. Среди учредителей и организаторов конкурса — Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга. Серьезную поддержку акции оказали Американский еврейский распределительный комитет “Джойнт” и Еврейская общинная федерация Кливленда (Огайо, США). Случайно ли это?
     М.Б. Только порадоваться можно тому, что нашлись люди, поддерживающие идеи устроителей и морально, и материально, и организационно. Действительно, почетно участвовать в организации конкурса, носящего имя Яши Хейфеца — скрипача, чье искусство принадлежит всему миру, но является порождением трех великих культур — русской, американской и еврейской. Хочу подчеркнуть растущую роль, которую играет в последние годы Еврейский общинный центр в культурной жизни Петербурга и во всей нашей многонациональной отечественной культуре.

     О.С. Второй Международный конкурс проводится на базе Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания...
     М.Б. Этот центр — уникальное учебное заведение, расположенное в выстроенном 25 лет назад по индивидуальному проекту большом красивом здании с концертным залом на 500 мест. Основатель центра — замечательный музыкант-педагог Моисей Петрович Мазур вложил в его создание часть своей души, а нынешний директор Лев Аркадьевич Аншелес продолжает высокие традиции профессионального художественного образования и музыкального просветительства в России. В центре занимаются 1500 детей, обучаясь игре на различных музыкальных инструментах и участвуя в хореографических и театральных коллективах. Центр не впервые становится ареной музыкальных состязаний — уже в четвертый раз в нем проводится всероссийский конкурс детских и юношеских ансамблей “Традиции и современность” имени М.П.Мазура. Так что выбор, по-моему, чрезвычайно удачный. Хорошее место, талантливые участники, компетентное жюри, серьезные доброжелатели — все это позволило конкурсу, посвященному 100-летию Яши Хейфеца, вписать в летопись музыкального Петербурга еще одну яркую страницу.

Фото А.Наделя

Сайт создан в системе uCoz