БЛЕСК И НИЩЕТА ЮГЕНГАССЕ

     Открытие Еврейского музея в Берлине состоялось 9 сентября и прошло на редкость пышно и торжественно. И то сказать, на церемонию пожаловали федеральный президент Иоханнес Рау, канцлер Герхард Шредер, Генри Киссинджep, а также обербургомистр Большого Берлина, спикер бундестага, израильский посол и другие гости, числом более восьмисот человек. Фраки, вечерние платья, юпитеры, телекамеры, дежурные улыбки, ахи и охи восхищения, ветвистые речи, остроумные тосты! Словом, великосветское шоу, которое чуть не затмило недавнюю — на всю Европу! — свадьбу принца Хокона, будущего короля Норвегии.
     А что же музей? Великолепное здание, построенное по проекту американского архитектора Дибескинда, — само по себе музей. Башня Холокоста, Сад Изгнания и некоторые другие детали этого строения воспринимаются как экспонаты. Впрочем, их, экспонатов, и без того четыре тысячи. Картины и фотографии, документы и предметы быта, макеты, скульптуры — все то, что бывает в обычных музеях. И еще многое из того, чего в обычных музеях не бывает, ибо Еврейский Музей оборудован по самому последнему слову выставочной техники. Десятки телеэкранов, на которых посетители могут посмотреть "живые" картинки — фильмы из жизни простых и знаменитых евреев, виды еврейских жилищ и кварталов, богослужение еврейских (немецких, конечно) солдат на фронте Первой мировой войны и многое другое. Ясно, что вся эта телевидеотехника, лазерные подсветки и прочие новинки техники должны компенсировать отсутствие подлинников исторических документов, часть которых погибла, а часть находится в Израиле, США и Англии (где, кстати, давно существует музей немецкого еврейства), а также сделать экспозицию зрелищной, динамичной, доступной человеку с улицы. Правда, создается впечатление, что устроители музея не всегда чувствуют, где кончается доступность и начинается китч.
     И еще один замысел устроителей, который особенно импонировал высоким гостям, — показать, что Холокост — не главное событие в двухтысячелетней истории немецкого еврейства, в которой можно найти немало ярких страниц. Впрочем, не станем укорять устроителей музея в том, что они создали китч на еврейские мотивы — это всего лишь мода, и когда-нибудь она пройдет. Не станем оспаривать тезис о Холокосте как о рядовом явлении истории, хотя я лично думаю, что в словосочетании "гибель "Титаника" ключевым является именно первое слово. И уж тем более не станем укорять организаторов музея в отсутствии важных исторических документов. Совершенно очевидно, что немецкая столица украсилась еще одним чудом, которое, без сомнения, войдет в путеводители наряду с новым зданием бундестага и резиденцией канцлера. Ощущение чего-то искусственного вызвало у меня совсем другое. Но я долго понять не мог, что именно. Выручил пожилой человек, который с тяжелым русским акцентом спросил: "А что это у них за веревочки торчат из-под пиджака?" (имелись в виду цицит). Тут-то меня и осенило. У этого музея есть — или будет — все, но у него никогда не будет посетителей, которые скажут — это музей моей истории! Потомков немецких евреев можно встретить в Израиле, Англии, США, но в самой Германии их по пальцам сосчитать. Тех, кого сегодня принято называть немецкими евреями (то есть тех, у кого родной язык немецкий), дети и внуки беженцев из Польши, Румынии и Венгрии, которые в послевоенное время по тем или иным причинам "не доехали" до США или Израиля. До 1991 года община этих "поляков" и "румын" едва достигала 30 тысяч человек и состояла из торговцев мелкой и средней руки. И хотя интеллигенции и людей с каким-то общественным положением среди них не было, тем не менее большинство твердо держалось общины и синагоги. Казалось, после 1991 года, когда правительство в Бонне провозгласило политику "открытых дверей" для евреев из стран СНГ и предоставило им неслыханные льготы, положение изменится. Оно и изменилось. Увы, не в лучшую сторону. Верно, десятки тысяч людей устремились в Германию (сегодня в иных городах России и Украины очередь на подачу документов растянулась на два года!), и до 40 тысяч из них уже обосновались в этой стране. Но что это за люди, что привело их в немецкое государство, как строят они свое будущее в этой стране? По сообщениям немецкой печати, минимум 30 процентов "еврейских беженцев" — люди, не имеющие никакого отношения к евреям, но сумевшие обмануть немецкие консульства в разных городах СНГ. Остальные в той или иной степени отношение к еврейству имеют, но оно кончается в тот момент, когда чиновник в немецком консульстве объявляет: "Ваши документы приняты". Начинается процедура переезда и обустройства, где главная забота большинства — не упустить чего-либо из тех жирных подачек, которые выделяются "жертвам погромов" федеральным и земельным правительствами. Ну а еврейская община?
     — А что там дают?
     — Ничего.
     — Ничего! Ну и пошли они...
     Но вот период начального обустройства завершен. Чем нынче живут "еврейские эмигранты из СНГ"? Старшее поколение целиком и полностью приковано к русскому телевидению. Мало кто из них знает имя председателя местной или всегерманской еврейской общины, но то, что сказали сегодня Жириновский, Зюганов или Явлинский, обсуждается страстно и без конца.
     Среднее поколение предпочитает шашлыки в компании "своих", клубы авторской песни, концерты бесчисленных гитаристов, баянистов, чтецов, певцов и Бог знает кого еще из российских и украинских городов и городишек.
     А младшее? Те уже плохо говорят по-русски и "стариковскому" языку предпочитают общество немецких сверстников, городскую молодежную культуру, мечтают стать стопроцентными немцами. Согласно официальной статистике, каждый человек, эмигрировавший в страну по "еврейской линии", числится евреем. Так что если вы откроете справочники, то обнаружите, что еврейская община Германии резко увеличилась. Но не верьте цифрам — все это "мертвые души". Еврейский музей для них то же самое, что и буддийский, британский или какой-нибудь другой.

Э.ФИНКЕЛЬШТЕЙН
Сайт создан в системе uCoz