УЛЫБКА ЖАКА ЛИПШИЦА.

     В частном музее-коллекции Барнса в Филадельфии обращают на себя внимание две небольшие скульптуры работы Жака Липшица.
     Скульптуры стоят в коридоре второго этажа. С одной из них связана интересная история, происшедшая совсем недавно — в 1996 году. Писатель и издатель Игорь Михалевич-Каплан, живущий в Филадельфии и много раз бывавший в этом музее, придя туда в очередной раз, вдруг обратил внимание на то, чего раньше не замечал: голова одной из скульптур удивительно напоминала облик Анны Ахматовой. Приглядевшись, Игорь увидел: да, действительно, в этой скульптуре были не только характерные внешние черты — нос с горбинкой, челка, но и то, что всегда отмечали в Ахматовой, — какой-то царственный поворот головы, достоинство и печаль.
     Игорь знал, что Липшиц был другом Модильяни, когда они оба жили в Париже, что Модильяни, будучи очень увлечен Анной Ахматовой, много ее рисовал. Вполне можно предположить, что и Липшиц был тоже знаком с нею.
     По просьбе Михалевича-Каплана скульптуру посмотрел художник и поэт из Вашингтона Виталий Рахман. Он подтвердил: да, голова скульптуры удивительно напоминает черты Ахматовой. Вглядевшись внимательнее, Рахман не поверил своим глазам: на торсе скульптуры вырисовывался как бы еще один скульптурный портрет.
     Привлекли специалистов, поработали с компьютером и убедились, что Липшиц делал эту работу с лукавой улыбкой: кроме явственно видимой части, оставил еще собственный, не сразу угадывавшийся портрет. Думаю, остроумный Липшиц получил бы удовольствие, узнав, как раскрыли его секрет умные и остроглазые потомки.
 

Женщина с веером
 
Акробатка на лошади
 
Жак (Хаим Яков) Липшиц родился в 1891 году в Литве, в состоятельной религиозной еврейской семье. Отец хотел, чтобы сын прододолжил семейный бизнес и стал фабрикантом. Но мальчик с ранних лет лепил. Все свободное время он отдавал этому странному для родных занятию.
     По окончании реального училища он втайне от отца, но при поддержке матери уезжает в Париж учиться. Нет, не бизнесу, а искусству. Первый год он живет в знаменитом "Улье" — большом старом доме, где в то время обитали иммигранты из разных стран — художники, поэты, скульпторы. Многие из них в будущем стали славой Франции. Отец не долго сердился, через год он стал щедро помогать сыну. Однако беззаботное студенческое время длилось только два года. Потом отец разорился, и Жаку пришлось по ночам развозить фрукты или подрабатывать у других скульпторов. А в свободное время он работал над своими собственными скульптурами.
     В 1914 году поэт Макс Жакоб познакомил Липшица с Пикассо. Липшиц сурово раскритиковал работы Пикассо, но тем не менее, — а может быть, именно поэтому — они подружились и остались друзьями на всю жизнь.
     Вначале Липшиц работал в строго классической манере. Но в то время в моду входит кубизм, начало которому положили работы Пикассо, сказавшего: "Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким его мыслю". Жак Липшиц понял и принял этот стиль, он считал его наиболее соответствующим духу времени. Для кубизма важна была не передача внешнего облика человека, а раскрытие его духовного мира, внутренней сущности. Отказавшись от многосторонней психологической характеристики, кубисты стремились выявить и подчеркнуть одно определяющее человека качество, дать как бы сгусток его внутреннего состояния.
     И Пикассо, и другие поклонники этого стиля жили в мире, не сотворенном природой, а сработанном руками и разумом человека. Их окружали сделанные вещи, поэтому и к естественной природе они подходили как преобразователи. Природа для них — не образец для подражания, а сырой материал, подлежащий переработке.
     Уже в конце 20-х годов Липшиц становится одним из известнейших скульпторов Франции. Купить его скульптуру, заказать ему портрет становится знаком причастности к элите. В 1922 году его мастерскую посещает американец доктор Барнс, который покупает у него восемь скульптур и заказывает барельефы для внешней отделки своего частного дома-музея в Филадельфии.
     В 30-х годах в работах Липшица все больше появляются мотивы трагического. Художник встревожен победой нацизма в Германии. В его скульптуре "Прометей с орлом" Прометей защищается от острых когтей хищника. Эта скульптура была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и злобно атакована критиками из гитлеровской Германии.
Модильяни. Портрет
Ж.Липшица с женой.

       После оккупации Парижа немцами усиливаются антисемитские угрозы в адрес Жака Липшица, и в 1940 году художник с женой, поэтессой Бетти Китроссер, бежит из Парижа в Тулузу. Уехать из оккупированной немцами Франции им помогает американец, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке г-н Барр.
     В Париже Липшиц оставил все свое имущество, коллекцию картин и свои скульптурные работы. В Америку они с женой приехали с 20 долларами в кармане. Но имя Липшица здесь было уже известно, О его работах во Франции уже писали американские искусствоведы, и он сразу получает много заказов.
     Наивысшего трагического накала творчество Липшица достигло тогда, когда художнику стала известна судьба евреев Европы. Потрясенный мастер создает скульптурную группу, где дитя судорожно цепляется за шею матери, у которой нет ног. Она в отчаянии воздевает к небу обрубки рук.
     После войны, в 1947 году, Липшиц с женой возвращается во Францию, затем вновь уезжает в Соединенные Штаты, но уже один: Бетти, с которой он прожил 30 лет, не захотела больше покидать Францию. Вернувшись в Америку, Липшиц начинает работу над большой статуей святой девы Марии, заказанной ему во Франции церковью Нотр-Дам в селении Асси. Когда статуя была установлена, на ее постаменте по требованию Липшица была сделана следующая надпись: "Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними". Эта надпись выражала его веру в сотрудничество евреев и христиан после кошмаров нацизма, в их совместное противостояние злу и бесчеловечности.
     Один из его интервьюеров оставил нам словесный портрет художника: "В свои 70 лет он выглядел молодым и, несмотря на свои широкие плечи скульптора, казался грациозным. Мягкие голубые глаза искрились улыбкой, а длинные белые волосы контрастировали с молодым лицом. Он очаровательный и очень информированный собеседник, а в его низком голосе с годами так и не пропал французский акцент".
     Возрождение еврейского государства Липшиц встречает восторженно. Он создает скульптуру "Чудо". Это устремленная вверх фигура с руками, поднятыми к скрижалям Завета.
     И эта скульптура, и многие другие были переданы в дар Государству Израиль.
     По приглашению израильского правительства в 1965 году Липшиц посетил Иерусалим. "Я чувствую себя принадлежащим этому месту", - сказал художник.
     Скульптуры Липшица есть в очень многих городах Америки, а также в национальных галереях и музеях Англии, Канады, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии.
     Жак Липшиц получил немало наград и премий.
     Умер Жак Липшиц в 1978 году. По его завещанию он похоронен в Иерусалиме.
Майя БАСС
Сайт создан в системе uCoz