УЛЫБКА ЖАКА ЛИПШИЦА.
В частном музее-коллекции Барнса в Филадельфии
обращают на себя внимание две небольшие скульптуры работы Жака Липшица.
Скульптуры стоят в коридоре второго этажа.
С одной из них связана интересная история, происшедшая совсем недавно —
в 1996 году. Писатель и издатель Игорь Михалевич-Каплан, живущий в Филадельфии
и много раз бывавший в этом музее, придя туда в очередной раз, вдруг обратил
внимание на то, чего раньше не замечал: голова одной из скульптур удивительно
напоминала облик Анны Ахматовой. Приглядевшись, Игорь увидел: да, действительно,
в этой скульптуре были не только характерные внешние черты — нос с горбинкой,
челка, но и то, что всегда отмечали в Ахматовой, — какой-то царственный
поворот головы, достоинство и печаль.
Игорь знал, что Липшиц был другом Модильяни,
когда они оба жили в Париже, что Модильяни, будучи очень увлечен Анной
Ахматовой, много ее рисовал. Вполне можно предположить, что и Липшиц был
тоже знаком с нею.
По просьбе Михалевича-Каплана скульптуру посмотрел
художник и поэт из Вашингтона Виталий Рахман. Он подтвердил: да, голова
скульптуры удивительно напоминает черты Ахматовой. Вглядевшись внимательнее,
Рахман не поверил своим глазам: на торсе скульптуры вырисовывался как бы
еще один скульптурный портрет.
Привлекли специалистов, поработали с компьютером
и убедились, что Липшиц делал эту работу с лукавой улыбкой: кроме явственно
видимой части, оставил еще собственный, не сразу угадывавшийся портрет.
Думаю, остроумный Липшиц получил бы удовольствие, узнав, как раскрыли его
секрет умные и остроглазые потомки.
|
|
|
Женщина с веером
|
|
Акробатка на лошади
|
Жак (Хаим Яков) Липшиц родился в 1891 году в Литве, в состоятельной
религиозной еврейской семье. Отец хотел, чтобы сын прододолжил семейный
бизнес и стал фабрикантом. Но мальчик с ранних лет лепил. Все свободное
время он отдавал этому странному для родных занятию.
По окончании реального училища он втайне от
отца, но при поддержке матери уезжает в Париж учиться. Нет, не бизнесу,
а искусству. Первый год он живет в знаменитом "Улье" — большом старом доме,
где в то время обитали иммигранты из разных стран — художники, поэты, скульпторы.
Многие из них в будущем стали славой Франции. Отец не долго сердился, через
год он стал щедро помогать сыну. Однако беззаботное студенческое время
длилось только два года. Потом отец разорился, и Жаку пришлось по ночам
развозить фрукты или подрабатывать у других скульпторов. А в свободное
время он работал над своими собственными скульптурами.
В 1914 году поэт Макс Жакоб познакомил Липшица
с Пикассо. Липшиц сурово раскритиковал работы Пикассо, но тем не менее,
— а может быть, именно поэтому — они подружились и остались друзьями на
всю жизнь.
Вначале Липшиц работал в строго классической
манере. Но в то время в моду входит кубизм, начало которому положили работы
Пикассо, сказавшего: "Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким,
каким его мыслю". Жак Липшиц понял и принял этот стиль, он считал его наиболее
соответствующим духу времени. Для кубизма важна была не передача внешнего
облика человека, а раскрытие его духовного мира, внутренней сущности. Отказавшись
от многосторонней психологической характеристики, кубисты стремились выявить
и подчеркнуть одно определяющее человека качество, дать как бы сгусток
его внутреннего состояния.
И Пикассо, и другие поклонники этого стиля
жили в мире, не сотворенном природой, а сработанном руками и разумом человека.
Их окружали сделанные вещи, поэтому и к естественной природе они подходили
как преобразователи. Природа для них — не образец для подражания, а сырой
материал, подлежащий переработке.
Уже в конце 20-х годов Липшиц становится одним
из известнейших скульпторов Франции. Купить его скульптуру, заказать ему
портрет становится знаком причастности к элите. В 1922 году его мастерскую
посещает американец доктор Барнс, который покупает у него восемь скульптур
и заказывает барельефы для внешней отделки своего частного дома-музея в
Филадельфии.
В 30-х годах в работах Липшица все больше
появляются мотивы трагического. Художник встревожен победой нацизма в Германии.
В его скульптуре "Прометей с орлом" Прометей защищается от острых когтей
хищника. Эта скульптура была представлена на Всемирной выставке в Париже
в 1937 году и злобно атакована критиками из гитлеровской Германии.
|
Модильяни. Портрет Ж.Липшица
с женой.
|
После оккупации Парижа немцами усиливаются антисемитские
угрозы в адрес Жака Липшица, и в 1940 году художник с женой, поэтессой
Бетти Китроссер, бежит из Парижа в Тулузу. Уехать из оккупированной немцами
Франции им помогает американец, директор Музея современного искусства в
Нью-Йорке г-н Барр.
В Париже Липшиц оставил все свое имущество,
коллекцию картин и свои скульптурные работы. В Америку они с женой приехали
с 20 долларами в кармане. Но имя Липшица здесь было уже известно, О его
работах во Франции уже писали американские искусствоведы, и он сразу получает
много заказов.
Наивысшего трагического накала творчество
Липшица достигло тогда, когда художнику стала известна судьба евреев Европы.
Потрясенный мастер создает скульптурную группу, где дитя судорожно цепляется
за шею матери, у которой нет ног. Она в отчаянии воздевает к небу обрубки
рук.
После войны, в 1947 году, Липшиц с женой возвращается
во Францию, затем вновь уезжает в Соединенные Штаты, но уже один: Бетти,
с которой он прожил 30 лет, не захотела больше покидать Францию. Вернувшись
в Америку, Липшиц начинает работу над большой статуей святой девы Марии,
заказанной ему во Франции церковью Нотр-Дам в селении Асси. Когда статуя
была установлена, на ее постаменте по требованию Липшица была сделана следующая
надпись: "Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую
деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними".
Эта надпись выражала его веру в сотрудничество евреев и христиан после
кошмаров нацизма, в их совместное противостояние злу и бесчеловечности.
Один из его интервьюеров оставил нам словесный
портрет художника: "В свои 70 лет он выглядел молодым и, несмотря на свои
широкие плечи скульптора, казался грациозным. Мягкие голубые глаза искрились
улыбкой, а длинные белые волосы контрастировали с молодым лицом. Он очаровательный
и очень информированный собеседник, а в его низком голосе с годами так
и не пропал французский акцент".
Возрождение еврейского государства Липшиц
встречает восторженно. Он создает скульптуру "Чудо". Это устремленная вверх
фигура с руками, поднятыми к скрижалям Завета.
И эта скульптура, и многие другие были переданы
в дар Государству Израиль.
По приглашению израильского правительства
в 1965 году Липшиц посетил Иерусалим. "Я чувствую себя принадлежащим этому
месту", - сказал художник.
Скульптуры Липшица есть в очень многих городах
Америки, а также в национальных галереях и музеях Англии, Канады, Франции,
Швейцарии, Австрии, Италии.
Жак Липшиц получил немало наград и премий.
Умер Жак Липшиц в 1978 году. По его завещанию
он похоронен в Иерусалиме.
Майя БАСС
Сайт создан в системе
uCoz