МИКЛОШ ЯНЧО:
ИУДАИЗМ РАДИ ЛЮБВИ

     Нынешняя осень была знаменательна тем, что неугомонному шестидесятнику, выдающемуся представителю венгерского кино Миклошу Янчо исполнилось 80 лет. За полвека кинотворчества он создал 29 фильмов, не считая короткометражных и документальных.
     Устроители XXIII Московского международного кинофестиваля организовали миниретроспективу его фильмов. Фестивальной публике был преподнесен подарок – совсем новый фильм Янчо Последний ужин в “Арабском Сером”. Это гротескная пародия, эдакая современная комедия с переодеванием и стрельбой, с беготней и с героями из его предыдущих работ. Художник переступил через собственное Я и делает теперь кино, непохожее ни на шестидесятное, принесшее ему мировую славу (“Без надежды”, “Звезды и солдаты”, “Вот я пришел”, “Тишина и крик”), ни на хореографическое действо семидесятых (“Любовь моя – Электра”, “Сирокко”, “Венгерская рапсодия”, “Аллегро Барбара”), ни на сюрреализм восьмидесятых (“Сезон чудовищ”, “Гороскоп Иисуса Христа”, “Вальс “Голубой Дунай”).
 

"Без надежды"
"Аллегро Барбаро"
"Гороскоп Иисуса Христа"
     С середины восьмидесятых Янчо каждый год пытались проводить на заслуженный отдых, считая его очередной фильм прощанием, но расставания не получалось, и вновь он выдавал новый фильм, где ставил свой диагноз современному миру. Отечественный прокат не баловал зрителя фильмами мастера. Совместный с СССР фильм “Звезды и солдаты” был купирован и лежал на полке. “Тишина и крик” показывался крайне редко и был сокращен. На видео фильмов Янчо практически нет. Видеоправа имеются лишь на фильмы Иштвана Сабо, да и то не на все – это “Мефисто”, “Ханнусен”, “Полковник Редль” и “Солнечный свет”. Последняя неделя венгерского кино в Петербурге, проходившая в 2000 году, была примечательна тем, что на ней был представлен фильм Янчо 1997 года “Свет господен в Будапеште”. Впрочем, картина показалась странной и местами затянутой. Режиссер узнаваем: смешение жанров, бурлеск событий – гротеск, хотя можно сказать, что это своеобразный памфлет на постперестроечную жизнь бывшей страны Варшавского договора.
     Российское телевидение благодаря Венгерскому посольству тоже приобщилось к круглой дате, показав пять фильмов раннего периода творчества Янчо. Среди них впервые был представлен фильм Красный псалом” (“Пока народ просит”). На экране своеобразная стачка (забастовка) сельхозрабочих в начале прошлого века, сопровождающаяся пением, музыкой, выстрелами и хороводами с обнаженными девушками и прочими постоянными атрибутами.
 
"Тишина и крик"
"Пока народ просит"
     Однако вернемся в 1988 год, когда к Янчо пришла мировая слава благодаря его сценаристу и другу Дюле Хернади. Он написал книгу от имени Янчо, которая произвела фурор и некоторое замешательство в кинематографических кругах не только Венгрии. Европейский бомонд был потрясен. Книга называлась “Возлюбленные Миклоша Янчо”. Творение Хернади напоминает труд Михалкова-Кончаловского на ту же тему. А совсем недавно вышла книга Елены Кореневой “Идиотка” на 500 страниц, якобы мемуары личной жизни. В “Возлюбленных Миклоша Янчо” упоминаются не только известные кинодивы, но и подруги детства, девочки, жившие по соседству, школьницы, замужние дамы, в которых мэтр был влюблен без памяти. Скандальная известность этой небольшой по объему книжки дошла и до Советского Союза недобрым упоминанием в одной из столичных газет. В этом шокирующем опусе описаны многие любовные истории и интрижки, случившиеся с юбиляром, начиная с раннего детства, когда география страны менялась так часто, что мальчик иногда не знал, находится он в Венгрии или в Румынии.
     Книга моментально стала бестселлером и вмиг была раскуплена. Скандальность сего мемуарного чтива заключалась еще и в том, что здравствующий, всемирно известный кинорежиссер вынес на обозрение широкой публики интимную сторону прожитой жизни. Здесь на орбите в первую очередь оказались дамы с популярными именами: Бриджит Бардо, Франсуаза Дорлеак, Роми Шнайдер, Лив Ульман и Моника Витти. Последняя сыграла у Янчо в фильме “Пацифистка”. Снятый в Италии фильм с треском провалился.
     Автор книги настаивает, что у Миклоша Янчо было 514 любовниц.
     Янчо родился в 1921 году под знаком Девы, на территории Румынии, в крестьянской семье, но этот факт не помешал ему иметь два гуманитарных образования. На его юность выпали годы диктата адмирала Хорти, которого боялись даже немцы. Но это не останавливало влюбленностей Миклоша, следовавших одна за другой. Свою первую безмятежную любовь он относит ко второму классу школы. Это была девочка по имени Рожика, жившая по соседству. Ее семья вскоре эмигрировала в Англию из-за своего еврейского происхождения. Затем воспоминания юности связаны с первым оргазмом, виновницей которого стала его знакомая Юдит Вебер.
     Совершеннолетие Янчо было связано с подарком к этой дате давней мечты юноши – фотоаппарата. Появилось увлечение: летом и осенью бродить по многочисленным пляжам и фотографировать обнаженных двенадцатилетних девчонок. Это занятие, по словам начинающего тогда фотографа, имело чисто эстетическую нагрузку.
     Первое потрясение, которое испытал молодой человек, произошло с 24-летней девушкой по имени Юдит Адам. Однажды после любовного акта Юдит внезапно застрелилась. Дымящийся револьвер и обнаженное тело любимой в крови произвели на него ужасное впечатление: “Я думал, что сойду с ума”. Но самая трагическая любовная история была впереди. Это связь с замужней дамой Эстер Игнати. Ее муж застал любовников в постели. Между мужчинами завязалась драка, после которой Миклоша признали невменяемым и определили в психиатрическую больницу. Этот эпизод относится к 1944 году. Так как муж Эстер был крупным чиновником, на скорый выход из лечебницы можно было не рассчитывать.
     В этой клинике скрывали врача-еврейку. Работала она под псевдонимом, а настоящее ее имя – Жужа Штерн. В течение двух недель Янчо стал ее любовником. В ней он обнаружил полное сходство с Эстер. Внешность и возраст женщин полностью совпадали. Ей тоже было 35 лет. Ее муж после второго закона о евреях (запрет на профессию) покончил с собой. Жужа хотела освободить своего возлюбленного из заточения, но любовник не хотел покидать стен психбольницы. Позднее все-таки кто-то донес на нее, и за ней пришли нилашисты (венгерские фашисты).
     Так она оказалась в гетто. Миклош последовал за ней. “Я хотел жениться на ней. Она была на 12 лет старше меня. И, чтобы это сделать, я решил принять иудаизм. Раввин, к которому я обратился, говорил, что я сошел с ума. Я начал угрожать ему и в итоге написал свидетельство о том, что мы с Жужей супруги и что я перешел в израэлитскую веру. Раввин Симон Вейс сначала сопротивлялся, но в конце концов подписал сей документ. Но моя возлюбленная Жужа пошла к нилашистам и заявила, что я являюсь осквернителем расы. На это ее заявление они ответили, что у раввина нет прав переводить меня в другую веру, а у меня нет прав жениться на еврейке. Я настаивал на том, что Жужа моя жена. “Поймите, – говорил я, – я еврей”. В штабе нилашистов, куда меня доставили в наручниках, мне популярно объяснили, что ариец не может быть родственником еврею. Затем меня увезли, и я больше никогда ее не видел. Оставшиеся в живых очевидцы рассказали мне, что 27 декабря 1944 года нилашисты расстреляли ее с очередной партией смертников на берегу Дуная. Она пожертвовала собой, спасая 15-летнюю девочку. У поляков есть мученик – отец Колбе. Священника канонизировали. Когда же канонизируют Жужу?..”
     В 60-х годах Миклош познакомился с выпускницей ВГИКа, венгеркой Мартой Месарош. Дочь коминтерновцев, сирота, она вскоре стала его женой. Свою удивительную жизнь, полную надежд и тревог, она отобразила в своей автобиографической кинотрилогии “Дневник для моих любимых” (1982), “Дневник для моих детей” (1987), “Дневник для моих родителей” (1990). В творчестве Марты есть тема Холокоста. В 1980 году она поставила фильм “Наследство” (в советском прокате “Вторая жена”). В роли еврейской девушки, подарившей ребенка бездетной подруге, снялась Изабель Юппер.

Владимир Медвинский
Сайт создан в системе uCoz