Шломо Бронштейн

Красный берет десантника
(интервью с Моти Пазом)

     – Успехи израильской разведки Мосад известны во всем мире. А вот о наших спецподразделениях пишут достаточно мало. По крайней мере, в израильской прессе, выходящей на русском языке, скорее можно найти информацию об американской "Дельте" или российской "Альфе", нежели о "сайерет-маткаль". С чем, по вашему мнению, это связано?
     – У меня нет готового ответа. Скорее всего, журналисты без оглядки несутся за бесконечной лентой новостей, торопятся заглянуть в завтрашний день. Хотя история, как известно, повторяется. Аресты террористов, разрушение стратегических объектов в глубоком тылу противника – все это было и в прошлом. Поверьте, нам есть, чем гордиться!

     – Давайте об этом и поговорим. Вы, скажем, могли бы подробно рассказать о какой-то боевой операции?
     – На иврите существует очень точное определение "Анахну аль ха-мапа" – "Мы на карте", мы существуем, с нами надо считаться. Проходят годы, десятилетия, но каждый раз это надо доказывать. Подобная ситуация сложилась и в 1969 году. В это время арабские страны разными способами пытались взять реванш после поражения в Шестидневной войне. Особо старались египтяне – они устраивали бесконечные провокации и демонстрации силы. И эти попытки можно прекратить только решительными действиями.
     Задача, которую поставило командование, была предельно проста: наглядно доказать Египту, что Израиль может нанести удар в любое время и в любом месте. После многочисленных раздумий и разработки различных вариантов было принято решение взорвать несколько опор линии высоковольтной электропередачи в глубоком тылу. Следует пояснить несколько важных деталей. Опоры для линии поступали в Египет из СССР – от "дружеского советского народа", как писали тогда в газетах. Мощные цельнометаллические конструкции – с технической точки зрения их было достаточно сложно взорвать.
     Если заряд заложить лишь у основания опор, то в этом случае после взрыва столб попросту зависает на проводах и его в считанные часы можно "вернуть на место". А десантникам требовалось уложить опоры на землю, тем самым надолго вывести из строя линии электропередачи. Как это сделать?
     На этот вопрос нам помогли ответить самые разные специалисты. Необходимую помощь оказали электрики. Была рассчитана необходимая мощность зарядов и места их закладки. Оказалось, чтобы повалить опоры, требовалось заложить три заряда: два у основания и один в двух метрах над землей. Задача, прямо скажем, непростая! Получалось, что для проведения операции требовалась гора взрывчатки, которую нужно было отнести на приличное расстояние. Какие только варианты мы не опробовали! Помню, кто-то даже предложил воспользоваться обычными садовыми тачками. Параллельно с решением технических вопросов шли многочасовые учения. Каждый шаг, каждое движение отрабатывались до автоматизма.
     Успех операции, готовившейся на самом высоком уровне, во многом определяли летчики. Пилоту Идо предстояло доставить боевую группу к месту выполнения задания. Ему требовалось вылететь глубокой ночью, в полной темноте, без радара, пролететь несколько сот километров и отыскать посредине пустыни злополучные опоры. И все это лишь с помощью простенького компаса и карты! Изучив маршрут, летчик пообещал посадить вертолет в заданной точке. Причем требовалось посадить машину как можно ближе к опорам, чтобы сэкономить драгоценное время на закладку взрывчатки.
     ...Закончены последние приготовления. Вертолет отрывается от бетонной дорожки аэродрома и скрывается в ночи. Бесконечно долгими кажутся часы-минуты перелета. Состояние дремоты-оцепенения неожиданно нарушает крик Идо: "Я нашел! Заходим на посадку!"
     Как он разглядел столбы в кромешной тьме и, самое главное, как ему удалось посадить вертолет в незнакомом месте, не включая свет, – это до сих пор остается загадкой! Но тогда это было в порядке вещей – в этой сложной операции каждый отвечал за порученное дело. И поэтому без лишних сантиментов группа высадилась и приступила к работе. Когда вся взрывчатка была выгружена, Идо, пожелав удачи, вновь поднял свой вертолет в воздух...
     – Подобное невозможно представить, это нужно пережить, – вспоминает Мота. – Ночь, глубокий тыл врага, зловещая тишина перед бурей. И ты командир, и от твоих действий зависит жизнь отряда. Ни у кого из нас не было сомнений: начнись настоящая заварушка – нам обязательно пришли бы на помощь. Лишь в этом случае нам разрешалось воспользоваться рацией. Хотя было понятно и другое: если начнется бой – подмога может просто не поспеть вовремя, и, наверное, лишь сегодня я понимаю, что в случае непредвиденных обстоятельств нам бы никто не смог помочь...
     Правда, об этом я размышлял уже по дороге домой. Там, в разгар операции, на это просто не было времени. Счет шел на минуты, и, подобно роботам, все выполняли положенную работу: разносили и устанавливали взрывчатку. Все то, что многократно отрабатывали на учениях.
     Всё закрутилось как в кадрах кинохроники. Загремели взрывы, заискрились провода, и громадные опоры линии электропередачи со скрежетом рухнули на землю. Тут же раздались автоматные очереди.
     Но ввязываться в перестрелку не входило в наши планы. Все десантники собрались в условленном месте, была запущена красная сигнальная ракета, и мы услышали звук приближающегося вертолета. Взлетели без проблем, но дорога домой была достаточно напряженной – существовала опасность, что за нами в погоню будут подняты египетские МиГи. Однако чувство опасности все же притупилось, и я с любопытством рассматривал Нил – громадная полноводная река проплывала под брюхом нашего вертолета.
     А на следующее утро мы проснулись героями! Весь Израиль говорил об успешной операции десантников в глубоком тылу египтян. На несколько недель Каир погрузился в темноту – об этом писали все газеты, и тут же были приведены фотографии, сделанные на следующий день военной разведкой. На них были четко видны поваленные опоры линии электропередачи...
     Тут же выяснилось, что другая группа десантников в это же время взорвала трансформаторную станцию недалеко от Асуанской плотины. Официальный Каир быстро понял, что в случае неверных шагов следующая операция израильского десанта будет проведена непосредственно на плотине. Искать дополнительные доказательства наших сил и возможностей явно не имело смысла.
     Без излишней скромности должен сказать, что многие спецподразделения в разных странах мира изучали наш опыт. Их интересовал каждый штрих, каждая деталь в разработке подобных операций. И это вовсе не случайно: вспомните, с каким треском провалилась операция американских коммандос по освобождению сотрудников посольства в Тегеране. Смех, да и только. Каких оплошностей и недоразумений там только не было: и вертолеты падали, и оружие заклинивало! А ведь речь шла о многих человеческих жизнях, и нас просто удивило полное отсутствие профессионализма...

     – Моти, мы заговорили о профессионализме. Так откуда, по-вашему, он вдруг появился в Израиле? Ведь, согласитесь, долгое время народ Книги считали хлюпиками, неспособными себя защитить!
     – Профессионалами не рождаются – ими становятся. Точнее, мастерство передается из поколения в поколение. К тому времени, когда я появился в бригаде десантников, был накоплен солидный опыт и дело вели настоящие мастера. Плюс тщательный отбор кандидатов – в основном в десантники зачисляли лишь кибуцников и мошавников.

     – Почему такой странный подход? Неужели, как в бывшем СССР, существовала партийная разнарядка?
     – Естественно, ни о каких партийных разнарядках не могло быть и речи. А вот подобный принцип отбора был достаточно верным. Ребята, жившие в сельской местности, были намного лучше подготовлены к ратному делу. Обычно они намного опережали своих городских сверстников в физической подготовке, силе, выносливости, прекрасно ориентировались на местности. Хотя в жизни бывает по-разному. У нас в бригаде был один парень – высокий, физически очень сильный и, казалось, весьма надежный. Но стоило начаться занятиям по огневой подготовке, как выяснилось – он откровенно трусит. И его отчислили без всяких колебаний. Многим недоставало выносливости, да и шутка ли – пробежать полторы сотни километров с полной выкладкой и в итоге вскарабкаться на вершину Масады. Подобные нагрузки выдерживают единицы...

      – Пробежать полторы сотни километров!.. Подобное даже представить весьма сложно. Такие усилия должны быть хоть чем-то оправданы и, безусловно, вознаграждены.
     – Должен вас разочаровать: мы не искали чинов и наград! В то же время не собираюсь повторять классическую фразу "Мол, в наше время..."! Думаю, что и сегодня красный берет десантника вызывает искреннее восхищение. Люди прекрасно понимают, что его действительно зарабатывают кровью и потом.
     И еще. Через несколько дней после операции в Египте я приехал домой в мошав и зашел в магазинчик. Увидев меня в форме десантника, все замерли, а чей-то голос произнес: "Так это Моти! Это он был в тылу врага!" Поверь, это были самые счастливые мгновения в моей жизни...
“Вести”

Сайт создан в системе uCoz