КОРОЛЕВСКАЯ БИТВА ПОСЛЕДНИХ ГЕРОЕВ

Мы не режем друг друга на улицах не потому, что мы лучше турок,
а потому только, что на каждом углу стоит городовой с ружьем.
Вольное (по форме) изложение мыслей русского автора XIX в.
Ф. М. Достоевского из его “Дневника писателя”.

Выйти из-под контроля! Выйти из-под контроля!..
Из песни одного русского рокера, кажется, Борзыкина.

     Известно, что пиво без водки – деньги на ветер. Более продвинутое (в алкогольном смысле) общество уверено, что не может быть текилы без лимона и соли. В общем-то, это не совсем так. Водка – вещь хорошая, пиво – тоже, да и текилу можно пить без лимона.
     Так и японский фильм “Королевская битва” можно с интересом смотреть совершенно независимо от телеигры ОРТ “Последний герой”. А уж подавляющее большинство поклонников вышеупомянутой программы никогда не услышат о японском фильме. Однако, если посмотреть и фильм, и телепрограмму, возникает некий “стереоэффект” и появляются мысли, сразу скажем, печальные.
     Думаю, многие читатели видели хотя бы один выпуск “Последнего героя”. Тем не менее напомню. Группа молодых мужчин и женщин поселяется на необитаемом острове в тропиках. За их жизнью там следят телекамеры, дважды в неделю избранные эпизоды демонстрируются по ТВ. Каждые три дня одного из участников отстреливают, тьфу, то есть изгоняют с острова демократическим путем – голосованием. Последний оставшийся в живых, в смысле, невыгнанный становится “последним героем” и получает приличную сумму денег. Сумма действительно приличная, так что на острове интриги и т. п. Руководит игрой наш домашний супермен Сергей Бодров-младший.
     Скандальный фильм Кинджи Фукасаку рассказывает об эксперименте, который проводит министерство просвещения Японии недалекого будущего. Школьников одного из выпускных классов высаживают на необитаемом острове, вручают оружие (в диапазоне от гранатомета до фонарика – кому как повезет) и сообщают, что через три дня в живых должен остаться только один из них. Последний герой получает главный приз – жизнь. Не миллион $, как на ОРТ, но тоже ничего… Руководит всем этим делом их японский супермен Бит Такеши (Такеши Китано) – ну там, правила сообщает, счет потерям ведет. За всем этим наблюдают телекамеры, правда. Репортаж для японских телезрителей, кажется, не ведется – впрочем, это явная недоработка сценариста.
     Самое интересное в этом невероятно жестоком фильме – реакция школьников: одни начинают убивать сразу, другие призывают к миру, третьи пытаются отсидеться. Друг предает друга, любимый – любимую…
     Как видим, сходство с “Последним героем” явное. Некоторые мелкие детали поразительно схожи. Например, участники телеигры раскрашены в боевые цвета какого-то племени, а один из героев фильма бегает по острову в одеянии средневекового самурая. Так сказать, возвращение к истокам…
     Вообще, складывается впечатление, что “Последний герой” – это “Королевская битва” для телевизионного прайм-тайма, когда у экрана дети и пенсионеры: все чистенько, убивают словом и избирательным бюллетенем. А “Королевская битва” – это “Последний герой” для ночного показа, после “Про это” и фильмов Тинто Брасса, да и то все подробности в Интернете – для особо продвинутых зрителей.
     Понятно, что в фильме все всерьез: смерть это смерть, убийство это убийство. Участники же проекта ОРТ настаивают, что все это – просто игра. Ну они-то люди интеллектуально девственные, но мы и Честертона читали, и Борхеса, а кто не читал – смотрел фильм модного режиссера Дэвида Финчера “Игра”: границы между игрой и жизнью нет. Или, во всяком случае, мы ее обнаружить не можем.
     По-моему, московские писатели и фотомодели, рассуждающие о морали и хладнокровно изгоняющие с острова того, кого только что осыпали похвалами, замечательно вписались бы в дружный коллектив японских школьников. Это все неприятно, конечно, но не ново: был “Повелитель мух” Голдинга, были многочисленные эксперименты, изучающие поведение людей в изолированных группах (выводы неутешительны).
     Интереснее посмотреть, чем фильм принципиально отличается от телеигры. В “Королевской битве” некоторые не только отказываются убивать по чужим правилам, они отказываются признавать эти правила. Им удается разрушить жуткую Игру, убить Хозяина Игры (Бита Такеши), спастись. Но фантастическая Япония будущего чествует залитую кровью девочку с автоматом в руках – победительницу очередной королевской битвы, а героев в фильме объявляют преступниками: они покусились на правила игры.
     Думаю, что создание подобного социума у нас – мечта и цель авторов “Последнего героя”, “Слабого звена”, наверное, есть еще подобные программы. Или будут. Эти игры навязывают людям очень простую схему: есть спущенные сверху правила – жестокие, несправедливые, заставляющие демонстрировать не лучшие человеческие качества. Но, играя по этим правилам, ты можешь выиграть. Главное не задумываться о том, хороши ли правила и кто их, собственно, придумал. Хозяева Игры, следящие за соблюдением правил, – надменные сверхчеловеки, невозмутимые, как Бодров, агрессивные, как Киселева из “Слабого звена”, свысока взирающие на суетящихся человечков. И человечки (прежде всего, те, кто сидит перед телевизором) понимают наконец, что наша жизнь – такая же жестокая игра, что не следует пытаться менять людоедские правила, а следует стать более проворным людоедом. И общество, принявшее такие правила игры, станет не менее управляемым, чем Океания из “1984” Оруэлла или цивилизация из “Обитаемого острова” братьев Стругацких.
     А для Хозяев Игры – настоящих, не телевизионных бодровых, такеши, киселевых – никакие правила, как вы понимаете, не писаны.

Леонид Цыткин
Сайт создан в системе uCoz