“Я ОЧЕНЬ ХОРОШО
ЧУВСТВУЮ,
КОГДА ГДЕ-ТО ГНИЕТ”
Райнер Вернер Фассбиндер (RWF) – классик.
Одна из самых скандальных фигур кинематографа ХХ века, режиссер, сценарист,
актер, создатель театра, автор 42 (!) полнометражных фильмов (невозможно
представить! когда он писал свои пьесы? когда играл у Ф. Шлендорфа,
Д. Шмидта? он ведь умер в 37 лет – как и положено поэту) – классик.
Бисексуал и наркоман, человек, смешивавший жизнь и искусство, превращавший
своих друзей и близких в персонажей фильмов, человек, ломавший судьбы любовниц
и любовников, умерший, скорее всего, от передозировки наркотиков, – классик.
Человек, которого правые считали левым, левые – правым, но все дружно называли
экстремистом – классик, настоящий классик.
Проводятся семинары и конференции, организуются
выставки, пишутся монографии и диссертации. И это такой классик, фильмы
которого тридцатилетней давности, фильмы, лишенные, кажется, малейшего
коммерческого потенциала, фильмы очень немецкие – эти фильмы питерские
зрители готовы смотреть, стоя в переполненном зале Дома кино. В феврале
здесь показывали пять ранних фильмов RWF и фильм о нем.
|
"Любовь холоднее смерти"
|
Когда смотришь любой фильм RWF, в том числе первый
полнометражный “Любовь холоднее смерти”, поражает прежде
всего не мастерство, не режиссерская сверхоригинальность (видишь прямые
цитаты из Годара, Трюффо – RWF их особо и не скрывает), а ощущение
абсолютной подлинности происходящего и четкое понимание: вот эту вроде
бы театральную сцену на фоне голой белой стены, вот этот, кажется, неоправданно
длинный проход троих героев по скучной загородной дороге – все это снимал
какой-то кино-Мидас. Все, до чего RWF дотрагивался, превращалось в кино
высшей пробы. Этому не научиться, это было дано от рождения Тарковскому,
Бергману, Иоселиани. Это было дано RWF.
|
"Катцельмахер"
|
Фильмы молодого RWF (а самый поздний из показанных
в Доме кино снят 27-летним режиссером) при всем их во многом вынужденном
минимализме до сих пор вызывают некоторую эстетическую встряску. В “Катцельмахере”
чередование статичных эпизодов, бесстрастная фиксация однотипных разговоров,
посиделок в кафе, механических совокуплений превращает компанию молодых
баварцев, обычных, ничем не примечательных маленьких людей большого города
в какое-то сборище монстров. Как только режиссеры не пытались с тех пор
вызвать ненависть и презрение к “взбесившемуся буржуа”: и маньяком его
изображали, и людоедом, и извращенцем. А надо было просто показать, как
эти люди едят, играют в карты, занимаются любовью – и зрителю становится
|
"Бременская свобода"
|
как-то неуютно жить в этом мире. Можно, впрочем, отметить, что ощущение
новизны фильмов RWF вызвано еще и тем, что режиссер отталкивается от традиций,
до сих пор мало воспринятых кинематографом. Так, особенно в ранних фильмах,
он вдохновлялся театром Брехта и творчеством художников “новой вещественности”
("Бременская свобода").
RWF чрезвычайно социален, чрезвычайно склонен
к изображению современного ему общества. Жизнь немцев в Германии была единственной
темой его фильмов, и чего было больше в его отношении к своей родине –
любви или ненависти – по фильмам понять невозможно. RWF изображал бандитов
и торговцев, домохозяек и проституток, банкиров и террористов, полицейских
и актеров. Никого не романтизировал, не идеализировал, не демонизировал.
По-настоящему он сочувствовал, как и положено художнику, проигравшим.
|
“Продавец четырех времен года”
|
Ничем не примечательный протагонист шедевра раннего RWF, фильма “Продавец
четырех времен года” в момент смерти – по сути, публичного самоубийства
– обретает некое величие, несвойственное ему в незадавшейся жизни.
RWF не был аполитичным: он изображал и нацистов,
и коммунистов. И, конечно, даже нелепые террористы из фильма “Третье
поколение” все же симпатичнее, чем доморощенные ксенофобы и антикоммунисты
из “Катцельмахера”. Но сам RWF говорил: “Я не левый м не
правый, я просто очень хорошо чувствую, когда где-то гниет”. Вот эта почти
болезненная чуткость к социальному нездоровью сделала его таким неудобным,
раздражающим, но и таким живым автором.
Леонид Цыткин
Сайт создан в системе
uCoz