Слово раввина
     Дорогие друзья! Поздравляю вас с праздником Песах – праздником Исхода и Освобождения! В эти дни месяца Нисан – и уже более трех тысяч лет – евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.
    Основная идея праздника Песах в том, что он“время освобождения нашего”. Известно высказывание благословенной памяти мудрецов: “В каждом поколении и каждый день человек обязан смотреть на себя, как будто он сегодня вышел из Египта”. (Тания, гл. 47 комм. на Агаду) . Это указание верно и для нас, хотя на первый взгляд оно может показаться странным. Мы – свободные и раскрепощенные люди и не страдаем от жестокого фараона. Как же это указание может относиться к нам?
     Более того, свобода, которую получили в те времена евреи, может показаться весьма странной. Вс-вышний освободил нас от фараона на том условии, чтобы евреи служили Ему: “Когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Вс-вышнему на этой самой горе” (Шмот 3:12) Значит, до этого мы были рабами фараона, а позже – стали рабами Вс-вышнего. О какой же свободе идет речь? Чтобы это понять, давайте сначала разберемся, что такое “свобода”. Само это понятие является относительным. Например, свобода для животного – это еда, питье и свободное пространство. Человек – существо более высоко развитое – кроме материальных потребностей должен иметь возможность удовлетворять также и духовные, ему необходима пища для ума, возможность учиться и приумножать свои знания. Однако условия, достаточные для ощущения свободы у обычного человека, будут совсем недостаточны для свободы еврейской души. Душа каждого еврея – “частица Вс-вышнего сверху”. Свобода применительно к еврейской душе – это возможность прибавления и усиления связи со Вс-вышним, что возможно только через изучение Торы и выполнение заповедей. Оттого и сказано было нашими мудрецами, что “нет свободных людей, но только те, кто занимаются Торой” (Авот 6:2).
     Вс-вышний сотворил евреев такими, что в нас уже заложено стремление выполнять Тору и заповеди, и в этом нет никакого принуждения и порабощения.
     В Египте у евреев не было возможности выполнять свое истинное желание, соответствующее природе их Б-жественной души. Египетское изгнание можно рассматривать как олицетворение силы, ограничивающей евреев в молитве и изучении Торы, и отсюда ясно, что изгнание не закончилось выходом из Египта, а существует в каждом из нас сегодня с такой же силой.
     В каждом из нас есть злое начало, и часто оно мешает нам выполнить заповедь, ставит перед нами тяжкие испытания и ограничивает в действиях. Порой, чтобы выполнить самую легкую заповедь, человеку приходится вести тяжелую войну против своего злого начала. Разве это по сути своей не суровое изгнание?
     На каждом из нас лежит обязанность “выхода из Египта”: мы должны убрать те рамки и ограничения, которые мешают нам служить Вс-вышнему. Мы – каждый из нас – должны придти к окончательному выводу, что еврей по своей сущности выше всяких помех и что ему даны силы противостоять своему злому началу и выполнять заповеди Вс-вышнего. И каждый, совершающий даже самое маленькое движение для “выхода из Египта” и приближения ко Вс-вышнему, несомненно получит Его помощь.
Желаю вам веселого и кашерного Песаха!
Ле шана хабаа би Ирушалаим!
В будущем году в Иерусалиме!
Раввин
Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz