КРОВАВЫЙ НАВЕТ: ЕГО ИСТОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Размышления над книгой Семена Резника “Растление ненавистью.
Кровавый навет в России. Историко-документальные очерки о прошлом и настоящем”
(ДААТ/Знание, Москва - Иерусалим, 2001)

     Книга Семена Резника – еще одна в ряду попыток разоблачения зловещих мифов, на которых зиждется антисемитизм. Дико читать приводимые автором примеры как чудовищного невежества, так и сознательного обмана, спровоцированного в равной мере и политиканством, и патологической расовой ненавистью, психологическая природа которой мне так и не понятна до сих пор. Сколько уже я знаю об этом. Первое потрясение было испытано в детстве: одна из любимых моих книжек той поры – автобиографический роман Александры Бруштейн “Дорога уходит в даль...”, в котором много страниц посвящено делу Бейлиса. Еврейская девочка-подросток, росшая в очень интеллигентной, очень демократической среде, читая газетные сообщения об этом процессе, слушая разговоры старших, едва ли не впервые приходит к пониманию трагически обособленного положения евреев в европейском мире. Однако Бруштейн разделяет исторический оптимизм своего поколения. Главным лицом этих событий в ее юном сознании выступил Владимир Галактионович Короленко: именно он взял на себя функции общественного защитника, именно благодаря ему удалось переломить общественное настроение и вынудить присяжных вынести оправдательный приговор несчастному Менделю Бейлису. Активная деятельность Короленко, бурное возмущение прогрессивной русской интеллигенции — все это позволило Бруштейн и в детстве поверить и в старости подтвердить, что антисемитизм — это порождение лишь царской России, и он ушел в прошлое вместе со свержением самодержавия.
     Однако история советской и постсоветской России в 20 и теперь уже в 21 веке опровергает эти светлые надежды (не говоря уже о многовековых событиях европейской истории, завершившихся Холокостом). И всякий раз после прочтения очередной книги или статьи об ужасах антисемитизма, о гнусной и неприкрытой лжи, лежащей в его основе, мучит меня вопрос: почему же, несмотря на все разоблачения, мир по-прежнему делится на евреев и неевреев, и значительная часть неевреев продолжает по-прежнему верить во все эти бредни? Вопрос риторический. И в книге Резника он звучит в подтексте, и автор тоже не находит на него ответа, а может быть, не знает, где его искать. Единственное, что он может (и, надо сказать, блестяще делает) — еще и еще раз привести достоверные факты, свидетельствующие о зловещем поклепе, превращающем целый народ, миллионы людей, рассеянных по всему миру, в носителей мирового зла.
     Семен Резник — русский, или как принято у юдофобов, русскоязычный писатель из числа тех, кого называют диссидентами: в 1982 году он был лишен гражданства, исключен из Союза писателей и выслан из страны. С тех пор живет в США и продолжает писать художественную прозу и публицистику.
     Ставя своей задачей развенчание мифа о кровожадности евреев и их обычае приносить человеческие жертвы “своему Богу” (можно подумать, что у христиан какой-то другой Бог и что Ветхий Завет не является для них такой же священной Книгой, как и для евреев), Резник начинает с того, что опровергает один из политических мифов советского времени — миф о сугубо политиканском происхождении “кровавого навета”, что позволяло советским идеологам, в свою очередь, обвинять в политиканстве и самих евреев, как только они осмеливались заговаривать об антисемитизме. Хотя надо сразу оговориться: Резник в своих публицистических рассуждениях делает упор именно на политику. Однако логика повествования, которую продиктовали автору собранные им исторические факты (а за этой небольшой книгой — годы и годы исторических исследований), отчасти противоречит этому.
     Для меня явилось откровением сообщение о том, что “миф о ритуальных убийствах уходит корнями в седую древность. Клевета о том, что в Иерусалимском храме якобы поклонялись голове осла (по другому варианту, свиньи) и раз в год приносили в жертву захваченного и хорошо откормленного грека, распространялась еще в античную эпоху”. Именно к этим источникам прибегали в Средние века гонители евреев, чтобы обосновать свои взгляды и поступки. И вот здесь мне показалось, что автор напрасно ограничился лишь ссылками и цитатами, лишь констатацией факта. Публицистику следовало бы подкрепить более подробными и, может быть, более беспристрастными научными изысканиями. У русских есть поговорка: “Нет дыма без огня”. Если отбросить ее зловредный бытовой смысл, то в чистом виде она означает, что каждое представление людей о мире и о других людях, как бы ни было фантастично и нелепо, имеет под собой какую-то реальную подоплеку. И легенда о еврейских жертвоприношениях несомненно выросла на некоей историко-культурной почве — искаженно трактованный иноплеменниками обряд, подсмотренный и непонятый специфический бытовой обычай, неверно интерпретированный текст какого-либо религиозного или каббалистического сочинения, ошибка в переводе, наконец. И только потом — и, безусловно, важно понять, как и когда — все это становится востребовано в больших и малых политических играх.
     Книжка Резника со всей очевидностью доказывает, что именно “голые” исторические факты, изложенные с научной беспристрастностью, действуют подчас куда сильнее публицистического пафоса. Разумеется, если речь идет об интеллигентной и интеллектуальной аудитории, способной к анализу фактов и к самостоятельным выводам. Толпа, так называемое “массовое сознание” глухо к доводам разума и весьма восприимчиво к митинговым лозунгам. Причем, к лозунгам именно погромного характера. История свидетельствует, что толпу легко подвигнуть на бунт и кровавые, разрушительные действия. К созиданию же она не способна — для этого нужно сознание высокоразвитой, полноценной и потому толерантной личности.
     Именно к самоопределившейся личности обращается Резник, выстраивая свои короткие, но энергично и выразительно написанные очерки от античности до самых последних дней уже российской истории. Наиболее подробно останавливается он на важнейшем этапе развития “антисемитской мысли” в России: на появлении в 19 веке в недрах извращенных умов “страшилки” о еврейских пасхальных жертвоприношениях. Над этой неказистой теорией можно было бы посмеяться, если не знать, сколько за ней стоит жизней. Как легко отбросить фальшивки Скрипицына и Лютостанского (его Резник называет “первым профессиональным антисемитом в России”), если забыть о том, что уже в просвещенном 20 столетии она служила и сегодня продолжает служить погромной политике юдофобов и фашистов, реанимировавших эти писания и освятивших их именем Владимира Ивановича Даля (еще одна подлость антисемитов, вполне убедительно разоблачаемая автором “Кровавого навета”).
     Обращается автор и к одиозной фигуре замечательного математика и столь же замечательного мракобеса (гений и злодейство — две вещи несовместные?) Игоря Шафаревича, и к еще более одиозной личности известного православного антисемита Иоанна, и к печальной роли в истории юдофобии таких неоднозначных, но все-таки почитаемых в русской культуре людей, как Василий Розанов и Павел Флоренский, и к трагической фигуре отца Александра Меня.
     Поражает масштаб исторических поисков, предпринятых автором, его колоссальная эрудиция. Но — тираж всего 2 тысячи экземпляров, издана книжка скромненько, с опечатками, со смазанными, плохо отсканированными фотографиями, которых могло бы и должно было быть больше, но, видно, денег не хватило.
     И вновь мучит меня вопрос: дойдет ли и эта книжка хотя бы до одного из тех, кого она должна переубедить? Попадет ли она в руки тем, чье сознание она призвана помочь сформировать, чьи заблуждения могла бы развеять? Легче всего и этот вопрос счесть риторическим и не пытаться на него отвечать — слишком грустным представляется ответ. Ведь понятно, что книга Семена Резника — столь убедительная, столь доказательная, столь беспристрастная по манере изложения и столь пронзительная по объективной сути своего содержания — радость для узкого круга его единомышленников. Дай Б-г, чтобы хоть враги ее заметили, чтобы появились ругательные отзывы, иначе нет никакой надежды, что хотя бы краткая информация о ней попадет в большую российскую прессу.
     Разве не случилось это лет десять тому назад с замечательной книгой В. Бурцева “Протоколы сионских мудрецов: доказанный подлог”. В. Бурцев, революционер-подпольщик в царской России и политический эмигрант в годы советской власти, провел тщательное расследование возникновения “Протоколов” в недрах царской охранки и представил собранные им доказательства на суде в 30-е годы в Швейцарии. Существует судебное решение (!), признавшее, что “Протоколы...” — фальшивка. Кто помнит об этом? Кто ссылается на книгу Бурцева, опубликованную в России на волне перестройки? Никто. Резник об этой книге даже не упоминает, а как бы она ему пригодилась! И уж тут не подкопаешься: Бурцев — не какой-нибудь “инородец” или выкрест из евреев, он — потомственный русский дворянин. Но книгу эту, изданную, между прочим, не абы где, а в одном из крупных государственных издательств, никто не заметил. Пусть бы хоть ругали — все-таки известность. Нет, удобнее замолчать.
     Почему же на людоедскую фашистскую писанину находятся деньги, находятся журналисты, готовые муссировать подобные публикации, тем самым привлекая к ним внимание, и не находится ни средств, ни журналистского или иного внимания для тех людей, которые говорят правду и тем самым утверждают здравый смысл, толерантность, ненасилие как главные ценности наступающего века?
     Вновь вспоминается любимый Лев Толстой: “Все великие мысли всегда просты. Моя мысль состоит в том, что ежели люди дурные соединены и составляют силу, то людям добрым надо сделать только то же самое — ведь как просто!”

Татьяна ЖУРЧЕВА
Статья подготовлена при содействии Московского бюро по правам человека
при Объединении комитетов в защиту евреев бывшего СССР
(тел. (095) 207-39-13)
Сайт создан в системе uCoz