Еврейских организаций в Санкт-Петербурге немало. Есть совсем молодые и небольшие, а есть и те, которым уже не один год и которые насчитывают сотни членов. В марте 2002 года десять лет исполнилось семейному центру “Адаин Ло”. За этот немалый срок в жизни организации случалось всякое: взлёты и падения, открытия и разочарования, неожиданности и вполне прогнозируемые сложности. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно не только поделиться опытом, но и поразмышлять о многих важных проблемах. Как рождается новая еврейская организация? Что ей нужно для того, что не просто выжить, но и вести активную содержательную жизнь? Что мешает и что помогает в работе? Можно ли избежать каких-то ошибок? Надеемся, этот разговор будет интересен и полезен всем, кому небезразлична судьба еврейской общины Санкт-Петербурга.
А начиналось все очень
романтично. Еще в девяностом году несколько семей с детьми стали собираться
вместе, чтобы изучать Тору и еврейскую Традицию. Около полутора лет их
занятия проходили в обычной питерской квартире, пока, наконец, не стало
очевидным, что так больше продолжаться не может. К счастью, в это время
еврейская жизнь в городе начала приобретать более цивилизованные формы.
Появились первые организации, куда мог прийти любой заинтересованный человек:
для этого не требовались специальные приглашения и разрешения. Тогда группа
энтузиастов, а входили в нее уже двадцать семей, и решила создать для своих
детей воскресную школу. 1 марта 1992 года она была открыта в Доме ученых
в Лесном.
Насколько велика была
тогда потребность в еврейском образовании и осознании собственной идентификации
свидетельствует то, что уже первого сентября школу посещали дети из шестидесяти
пяти семей. Впрочем, занимались в ней не только дети, но и почти все родители.
Взрослых в первую очередь интересовал иврит и уже затем знания по еврейской
Традиции и культуре.
Из той, первой группы,
большинство семей уехало в Америку и Израиль. Но какие-то семьи остались,
довольно много детей поступило потом в еврейские школы, а некоторые из
них теперь вернулись в “Адаин Ло”, но уже как преподаватели.
Идея еврейского детского
сада возникла у родителей. В “Адаин Ло” с самого начала старались поддерживать
любую инициативу, и хотя специального помещения для садика не было, все-таки
решили попробовать. Ровно через год после открытия воскресной школы, в
марте 1993 года, была набрана прогулочная группа, которая занималась в
том же Доме ученых по половине дня. Сейчас грустно и смешно вспоминать
условия, в которых она работала: ни один здравомыслящий человек не стал
бы открывать садик в таких условиях и ни один здравомыслящий родитель не
стал бы приводить туда ребёнка. Но тогда это был настоящий духовный порыв.
Поскольку садик работал
полдня, родителям приходилось идти на серьезные жертвы, менять режим работы
и нанимать нянь только для того, чтобы ребенок мог в него ходить. Так просуществовали
целых три месяца. А 1 сентября 1993 года открылась первая группа, созданная
по той модели, которая работает по сию пору, – группа в рамках государственного
детского садика.
Когда-то садик начинался
с восьми детей, сейчас в “Адаин Ло” восемь детских садов, расположенных
в разных районах города. Их посещает двести двадцать детей в возрасте от
полутора до семи лет. И есть потенциал для развития, поскольку по-прежнему
существуют соответствующие запросы родителей. Садиков уже сегодня могло
бы быть двенадцать, но для того чтобы их открыть, нужно найти средства
и подобрать персонал. Хороших воспитателей, которые могли и хотели бы работать
в еврейских детских садах, найти не так-то просто. Так что пока ситуация
знакомая – спрос опережает предложение.
Главным богатством “Адаин
Ло” всегда были люди. И хотя из старой команды, собиравшейся, чтобы изучать
Тору, и организовавшей первую воскресную школу осталась сейчас одна Евгения
Львова, нельзя сказать, что костяк старого “Адаин Ло” развалился. Многие,
уезжая, “завещали” своих коллег и друзей, приводили их вместо себя вести
занятия в воскресной школе или участвовать в программах. Те, хотя никуда
уже не собирались уезжать, “по цепочке” приводили следующих. Так и сложился
новый “костяк” и весь коллектив “Адаин Ло”.
Поскольку родилось “Адаин
Ло” в каком-то смысле стихийно, демократизм всегда был здесь основополагающим
принципом. Все важные решения принимались и принимаются коллегиально. Это,
конечно, не значит, что по малейшему поводу собирается совет руководителей
программ. Совет, куда помимо руководителей входят и родители-волонтёры,
занимается организационными и финансовыми вопросами, значимыми для всей
организации. Все же частные проблемы решаются внутри каждой отдельно взятой
программы. Сейчас, когда “Адаин Ло” превратилось в крупную организацию,
у каждой программы есть свой штат сотрудников. Именно они во многом определяют
направление и темпы развития программы, и нередко случается так, что внутри
одной программы зарождается следующая. Так, по существу, из воскресной
школы появился и подростковый клуб, и выездные лагеря, и клуб “Почемучка”.
Нередко инициативу проявляют
родители: вызываются вести кружки, а иногда и новые программы. О родителях
вообще разговор особый. Их здесь любят и всячески привечают, подчеркивая,
что “Адаин Ло” не детский, а именно семейный центр. Для взрослых читают
лекции в воскресной школе и ведут женский клуб, для них организуют специальные
компьютерные группы и психологические тренинги. Кроме того, родителей активно
привлекают к управлению организацией, а с января 2002 года и вовсе будет
работать специальный совет, который пока условно называется “Родительский
кнессет”. И полномочия ему будут делегированы самые серьезные. “Мы, – говорят
сотрудники “Адаин Ло”,– не команда, которая обслуживает клиентов. Мы –
большая организация, в которой существуют люди с разным статусом”.
Зачем люди приходят в
“Адаин Ло”? Евгения Львова полагает, что они ищут свою среду обитания.
И человеку, который попадает сюда, дается возможность не только найти свое
место в этой среде, но и поучаствовать в ее создании. В этом смысле очень
важен принцип еврейской благотворительности, всячески пропагандируемый
“Адаин Ло”. В организации существуют добровольные членские взносы, а собранные
деньги идут на развитие программ.
Казалось бы, все благополучно,
живи и радуйся, а руководитель организации говорит о том, что “Адаин Ло”
переживает перманентный кризис. В чем же он выражается? Прежде всего, это
кризис идеологии: если раньше было понятно, чего именно люди ждут от еврейских
организаций, то сейчас определить это гораздо сложнее. А значит, сложнее
планировать, в каком направлении должно идти развитие. Вообще говорить
о востребованности или невостребованности в ситуации, когда структура не
является самоокупаемой, непросто, нет четких критериев оценки. И хотя за
плечами десять лет работы, “Адаин Ло” достаточно молодая организация, в
каком-то смысле люди, в нее входящие, и сами до конца не знают, на что
они способны.
Существует и кризис
кадров. Ресурс хороших людей велик, но не бесконечен. А ведь еще нужно,
чтобы они разделяли идеи “Адаин Ло” и были хорошими специалистами. До сих
пор обходились без помощи средств массовой информации, объявлений о найме
не давали, но сейчас мысли такие появляются.
Наконец, случаются и
творческие кризисы. Так, пять лет назад воскресная школа вдруг “усохла”
и, фактически, прекратила свое существование. А потом возникла новая школа,
и хотя становление ее происходило непросто, сейчас это одна из самых благополучных
программ. Так что кризис – это только новый этап в процессе становления.
Главное, осознать его и сделать соответствующие выводы.