ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

     Еврейских организаций в Санкт-Петербурге немало. Есть совсем молодые и небольшие, а есть и те, которым уже не один год и которые насчитывают сотни членов. В марте 2002 года десять лет исполнилось семейному центру “Адаин Ло”. За этот немалый срок в жизни организации случалось всякое: взлёты и падения, открытия и разочарования, неожиданности и вполне прогнозируемые сложности. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно не только поделиться опытом, но и поразмышлять о многих важных проблемах. Как рождается новая еврейская организация? Что ей нужно для того, что не просто выжить, но и вести активную содержательную жизнь? Что мешает и что помогает в работе? Можно ли избежать каких-то ошибок? Надеемся, этот разговор будет интересен и полезен всем, кому небезразлична судьба еврейской общины Санкт-Петербурга.

Ты помнишь, как все начиналось?

     А начиналось все очень романтично. Еще в девяностом году несколько семей с детьми стали собираться вместе, чтобы изучать Тору и еврейскую Традицию. Около полутора лет их занятия проходили в обычной питерской квартире, пока, наконец, не стало очевидным, что так больше продолжаться не может. К счастью, в это время еврейская жизнь в городе начала приобретать более цивилизованные формы. Появились первые организации, куда мог прийти любой заинтересованный человек: для этого не требовались специальные приглашения и разрешения. Тогда группа энтузиастов, а входили в нее уже двадцать семей, и решила создать для своих детей воскресную школу. 1 марта 1992 года она была открыта в Доме ученых в Лесном.
     Насколько велика была тогда потребность в еврейском образовании и осознании собственной идентификации свидетельствует то, что уже первого сентября школу посещали дети из шестидесяти пяти семей. Впрочем, занимались в ней не только дети, но и почти все родители. Взрослых в первую очередь интересовал иврит и уже затем знания по еврейской Традиции и культуре.
     Из той, первой группы, большинство семей уехало в Америку и Израиль. Но какие-то семьи остались, довольно много детей поступило потом в еврейские школы, а некоторые из них теперь вернулись в “Адаин Ло”, но уже как преподаватели.

Каша, книжка, детский сад...

     Идея еврейского детского сада возникла у родителей. В “Адаин Ло” с самого начала старались поддерживать любую инициативу, и хотя специального помещения для садика не было, все-таки решили попробовать. Ровно через год после открытия воскресной школы, в марте 1993 года, была набрана прогулочная группа, которая занималась в том же Доме ученых по половине дня. Сейчас грустно и смешно вспоминать условия, в которых она работала: ни один здравомыслящий человек не стал бы открывать садик в таких условиях и ни один здравомыслящий родитель не стал бы приводить туда ребёнка. Но тогда это был настоящий духовный порыв.
     Поскольку садик работал полдня, родителям приходилось идти на серьезные жертвы, менять режим работы и нанимать нянь только для того, чтобы ребенок мог в него ходить. Так просуществовали целых три месяца. А 1 сентября 1993 года открылась первая группа, созданная по той модели, которая работает по сию пору, – группа в рамках государственного детского садика.
     Когда-то садик начинался с восьми детей, сейчас в “Адаин Ло” восемь детских садов, расположенных в разных районах города. Их посещает двести двадцать детей в возрасте от полутора до семи лет. И есть потенциал для развития, поскольку по-прежнему существуют соответствующие запросы родителей. Садиков уже сегодня могло бы быть двенадцать, но для того чтобы их открыть, нужно найти средства и подобрать персонал. Хороших воспитателей, которые могли и хотели бы работать в еврейских детских садах, найти не так-то просто. Так что пока ситуация знакомая – спрос опережает предложение.

Лишь бы человек был хороший...

     Главным богатством “Адаин Ло” всегда были люди. И хотя из старой команды, собиравшейся, чтобы изучать Тору, и организовавшей первую воскресную школу осталась сейчас одна Евгения Львова, нельзя сказать, что костяк старого “Адаин Ло” развалился. Многие, уезжая, “завещали” своих коллег и друзей, приводили их вместо себя вести занятия в воскресной школе или участвовать в программах. Те, хотя никуда уже не собирались уезжать, “по цепочке” приводили следующих. Так и сложился новый “костяк” и весь коллектив “Адаин Ло”.
     Поскольку родилось “Адаин Ло” в каком-то смысле стихийно, демократизм всегда был здесь основополагающим принципом. Все важные решения принимались и принимаются коллегиально. Это, конечно, не значит, что по малейшему поводу собирается совет руководителей программ. Совет, куда помимо руководителей входят и родители-волонтёры, занимается организационными и финансовыми вопросами, значимыми для всей организации. Все же частные проблемы решаются внутри каждой отдельно взятой программы. Сейчас, когда “Адаин Ло” превратилось в крупную организацию, у каждой программы есть свой штат сотрудников. Именно они во многом определяют направление и темпы развития программы, и нередко случается так, что внутри одной программы зарождается следующая. Так, по существу, из воскресной школы появился и подростковый клуб, и выездные лагеря, и клуб “Почемучка”.
     Нередко инициативу проявляют родители: вызываются вести кружки, а иногда и новые программы. О родителях вообще разговор особый. Их здесь любят и всячески привечают, подчеркивая, что “Адаин Ло” не детский, а именно семейный центр. Для взрослых читают лекции в воскресной школе и ведут женский клуб, для них организуют специальные компьютерные группы и психологические тренинги. Кроме того, родителей активно привлекают к управлению организацией, а с января 2002 года и вовсе будет работать специальный совет, который пока условно называется “Родительский кнессет”. И полномочия ему будут делегированы самые серьезные. “Мы, – говорят сотрудники “Адаин Ло”,– не команда, которая обслуживает клиентов. Мы – большая организация, в которой существуют люди с разным статусом”.

Главное, чтобы костюмчик сидел.

     Зачем люди приходят в “Адаин Ло”? Евгения Львова полагает, что они ищут свою среду обитания. И человеку, который попадает сюда, дается возможность не только найти свое место в этой среде, но и поучаствовать в ее создании. В этом смысле очень важен принцип еврейской благотворительности, всячески пропагандируемый “Адаин Ло”. В организации существуют добровольные членские взносы, а собранные деньги идут на развитие программ.
     Казалось бы, все благополучно, живи и радуйся, а руководитель организации говорит о том, что “Адаин Ло” переживает перманентный кризис. В чем же он выражается? Прежде всего, это кризис идеологии: если раньше было понятно, чего именно люди ждут от еврейских организаций, то сейчас определить это гораздо сложнее. А значит, сложнее планировать, в каком направлении должно идти развитие. Вообще говорить о востребованности или невостребованности в ситуации, когда структура не является самоокупаемой, непросто, нет четких критериев оценки. И хотя за плечами десять лет работы, “Адаин Ло” достаточно молодая организация, в каком-то смысле люди, в нее входящие, и сами до конца не знают, на что они способны.
     Существует и кризис кадров. Ресурс хороших людей велик, но не бесконечен. А ведь еще нужно, чтобы они разделяли идеи “Адаин Ло” и были хорошими специалистами. До сих пор обходились без помощи средств массовой информации, объявлений о найме не давали, но сейчас мысли такие появляются.
     Наконец, случаются и творческие кризисы. Так, пять лет назад воскресная школа вдруг “усохла” и, фактически, прекратила свое существование. А потом возникла новая школа, и хотя становление ее происходило непросто, сейчас это одна из самых благополучных программ. Так что кризис – это только новый этап в процессе становления. Главное, осознать его и сделать соответствующие выводы.

Ника ПАРХОМОВСКАЯ
Сайт создан в системе uCoz