20 марта в Большом зале Санкт-Петербургской
академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоялся концерт, который,
вне всякого сомнения, стал событием в музыкальной жизни “северной столицы”.
Названный “Если я забуду тебя, Иерусалим…”, концерт был организован Еврейским
общинным центром Санкт-Петербурга и включил хоровые и сольные произведения
синагогального репертуара композиторов конца ХIХ — первой половины ХХ века,
а также хасидские напевы и народные песни в обработках Якова Дубравина.
Вся эта программа была блестяще исполнена канторами Барухом Финкельштейном
(Санкт-Петербург) и Авраамом Прессманом (Иерусалим) в сопровождении Академического
симфонического оркестра Филармонии (дирижер Аркадий Штейнлухт), мужского
хора Большой хоральной синагоги (музыкальный руководитель Анатолий Рыбалко)
и Хора мальчиков Санкт-Петербурга (художественный руководитель Вадим Пчелкин,
хормейстер Татьяна Садовникова). Все участники концерта хорошо знакомы
петербургской аудитории — за исключением израильского кантора Авраама Прессмана,
чья проникновенная исполнительская манера произвела на всех глубокое впечатление.
Авраам Прессман родился в Ташкенте в хасидской
семье, заброшенной в годы войны в Среднюю Азию. В 1971 году девятнадцатилетним
юношей вместе с семьей он выехал в Израиль, где живет и сейчас. В интервью
вашему корреспонденту Авраам Прессман сказал:
— Как у всех людей, у меня есть желание сделать карьеру, я хочу, чтобы
в зале сидящий народ аплодировал мне, не смолкая. Я стараюсь все это посвятить
Б-гу. Это — моя миссия, как еврея, как человека. Я — кантор, кто-то другой
— шлифовальщик, он тоже должен посвятить свой труд Б-гу, должен кормить
семью, чтобы воспитать ее в духе Торы. Об этом должна быть мысль каждого
еврея.
Канторское искусство — отличительная особенность
богослужения еврейских общин Европы, неизвестная другим ветвям еврейской
диаспоры, сложилось в тесном контакте с европейской профессиональной музыкой
последних веков (кантатно-ораториальной и оперной). В то же время лучшие
образцы канторских композиций несут на себе отпечаток древней традиции
еврейского богослужения – ритмическую свободу, богатство орнаментики, ладовое
своеобразие. Исполнительская манера лучших канторов, при общей ориентации
на европейскую традицию академического пения, также имеет ряд национальных
особенностей: особую напряженность звукоподачи в кульминационных моментах,
остроту динамического рельефа и связанную с этими качествами повышенную
энергетику пения, наконец, специфическую импровизационную раскованность.
Именно эти свойства канторского пения и были продемонстрированы Барухом
Финкельштейном и Авраамом Прессманом в полной мере. И симфонический оркестр
под руководством А. Штейнлухта, и оба хора, образуя единый ансамбль с солистами,
блестяще справились со своими задачами. Переполненный филармонический зал
неоднократно взрывался аплодисментами.