Музыка служит Вс-вышнему…

     20 марта в Большом зале Санкт-Петербургской академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоялся концерт, который, вне всякого сомнения, стал событием в музыкальной жизни “северной столицы”. Названный “Если я забуду тебя, Иерусалим…”, концерт был организован Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга и включил хоровые и сольные произведения синагогального репертуара композиторов конца ХIХ — первой половины ХХ века, а также хасидские напевы и народные песни в обработках Якова Дубравина. Вся эта программа была блестяще исполнена канторами Барухом Финкельштейном (Санкт-Петербург) и Авраамом Прессманом (Иерусалим) в сопровождении Академического симфонического оркестра Филармонии (дирижер Аркадий Штейнлухт), мужского хора Большой хоральной синагоги (музыкальный руководитель Анатолий Рыбалко) и Хора мальчиков Санкт-Петербурга (художественный руководитель Вадим Пчелкин, хормейстер Татьяна Садовникова). Все участники концерта хорошо знакомы петербургской аудитории — за исключением израильского кантора Авраама Прессмана, чья проникновенная исполнительская манера произвела на всех глубокое впечатление.
     Авраам Прессман родился в Ташкенте в хасидской семье, заброшенной в годы войны в Среднюю Азию. В 1971 году девятнадцатилетним юношей вместе с семьей он выехал в Израиль, где живет и сейчас. В интервью вашему корреспонденту Авраам Прессман сказал:
     — Как у всех людей, у меня есть желание сделать карьеру, я хочу, чтобы в зале сидящий народ аплодировал мне, не смолкая. Я стараюсь все это посвятить Б-гу. Это — моя миссия, как еврея, как человека. Я — кантор, кто-то другой — шлифовальщик, он тоже должен посвятить свой труд Б-гу, должен кормить семью, чтобы воспитать ее в духе Торы. Об этом должна быть мысль каждого еврея.
     Канторское искусство — отличительная особенность богослужения еврейских общин Европы, неизвестная другим ветвям еврейской диаспоры, сложилось в тесном контакте с европейской профессиональной музыкой последних веков (кантатно-ораториальной и оперной). В то же время лучшие образцы канторских композиций несут на себе отпечаток древней традиции еврейского богослужения – ритмическую свободу, богатство орнаментики, ладовое своеобразие. Исполнительская манера лучших канторов, при общей ориентации на европейскую традицию академического пения, также имеет ряд национальных особенностей: особую напряженность звукоподачи в кульминационных моментах, остроту динамического рельефа и связанную с этими качествами повышенную энергетику пения, наконец, специфическую импровизационную раскованность. Именно эти свойства канторского пения и были продемонстрированы Барухом Финкельштейном и Авраамом Прессманом в полной мере. И симфонический оркестр под руководством А. Штейнлухта, и оба хора, образуя единый ансамбль с солистами, блестяще справились со своими задачами. Переполненный филармонический зал неоднократно взрывался аплодисментами.

С. К.
Фото А. Наделя
Сайт создан в системе uCoz