Вернисаж на Мойке

     В благотворительной организации “Ева”, на Мойке, 58, продолжает свою работу выставка, представившая творчество одного из художественных семейных союзов, Маргариты Лобановой и Евгения Блюмкина. Совместные выставки художников, единомышленников по художественной группировке или семейных пар, весьма коварны. И сколь бы ни был искусен экспозиционер и удачна планировка зала, крайне сложно создать целостную композицию выставки. И дело тут не только в трудно совместимых на плоскости стены индивидуальностях, а в особой удаче, когда один художник не затмевает, а дополняет и подчеркивает талант и мастерство другого. Именно чувство гармонии, интеллигентности и романтизма объединяют представленных авторов и приоткрывают завесу тайны успеха этой симпатичной петербургской четы.
     Маргарита Лобанова родилась в Ленинграде в 1965 году. После окончания Художественно-графического факультета ЛГПИ имени А.И. Герцена, она выбрала судьбу живописца. Маргарита отдает свое предпочтение двум техникам: маслу и акварели. В последней она создает тонкими цветовыми оттенками натюрморты и пейзажи, поражающие своей легкостью, изысканностью и чисто дамской точностью. Однако в экспозицию выставки вошли только живописные произведения художницы. Здесь можно видеть пейзажи Петербурга (“На берегу Смоленки”, 1998), натюрморты (“Натюрморт с оранжевыми цветами”, 1998; “Вечер”, 1999). Особо хочется отметить разрабатываемый Маргаритой сюжет петербургского окна. В принципе в самом сюжете нет ничего нового, он известен давно, и его можно встретить в творчестве многих именитых живописцев. Интересно другое. А именно особая наполненность работ М. Лобановой. Используя дробленый мазок, художница избегает в своих работах четкости и определенности форм. Все контуры предметов как будто плавятся, все вылеплено цветом. Небольшие желтые, белые, голубые пятна расцвечивают переплеты рам, стола, придвинутого к окну, изысканно составленный натюрморт, стены домов за стеклом, лишая их неподвижности. Все пространство картин Маргариты Лобановой испещрено множеством разноцветных бликов, благодаря чему создается ощущение воздушности, напоенности свежестью каждой ее работы. Необходимо отметить и особого рода романтизм, свойственный полотнам М. Лобановой. В нем остается большая доля удивления и восхищения окружающим миром, оно немного наивно, но всегда жизнеутверждающе и изыскано, как крылатый кот, заглянувший в понравившуюся ему комнату (“Визит”, 1999).

Натюрморт с оранжевыми цветами.
1998
Осенний натюрморт. 1997
Вечер. 2001

     Совершенно иной романтизм отличает работы Евгения Блюмкина. И дело тут не в технике, которой пользуется художник. Свободно владея различными графическими техниками и работая во всех жанрах, Блюмкин создает поистине философские листы. В них нет хоть какой-либо злободневности или актуальности. Скорее это размышления художника над сопряжением собственного и окружающего мира. Эти размышления и умение любоваться и восхищаться простыми вещами позволили художнику сквозь обыденную внешность выявить и воспеть душу предмета, рассказать его историю. Примером тому может служить лирический портрет 1997 года зонта-трости “Мой старый зонтик”. Виртуозно используя редкую в наши дни графическую технику меццо-тинто (итал. mezzo-tinto, один из видов гравюры на металле, в которой художник работает не штрихом, а с тоновыми пятнами, идя от темного к светлому; появился в середине 17 века, в начале 19 века им часто пользовались для воспроизведения гравюрой живописи известных мастеров, в наши дни данная техника редко употребима. – Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965), художник создает даже не лирические портреты вещей, а скорее поэтические метафоры.
     Свободное владение техникой акварели и туши по бумаге Евгений демонстрирует в потрясающих по технике и эмоциональному содержанию листах, посвященных музыке (“Цветок”, 1996-98; “Звуки скрипки”, 1996-98). Вообще музыкальность, интеллигентность и романтизм присущи всем представленным на выставке работам художника. Особенно ярко все эти черты проявились в работе 2001 года “Из цикла “Старые книги”, хотя, пожалуй, доля романтизма здесь преобладает. И если у М.Лобановой романтический настрой
Цветок. 1996-1998
жизнеутверждающий и по-женски изысканный, то у Е.Блюмкина он содержит большую долю печали. И это обусловлено довольно трудным путем, пройденным художником. Родившись в 1947 году в Ленинграде в семье кадрового офицера, Евгений провел раннее детство в Риге, где служил отец. Но после получения из Америки посылки от уехавшей туда еще до революции тети, отцу будущего художника пришлось перевестись в маленький волжский городок, дослуживать. В родительском доме была неплохая по тем временам библиотека, и книги с иллюстрациями А.Бенуа, М.Добужинского формировали мир будущего художника. В 14 лет Е.Блюмкин пошел работать живописцем по стеклу, на сдельщину. Этот тяжелый труд не только не отбил желания стать художником, но и привил умение работать и способность творить в одиночку. Однако получить профессиональное образование Блюмкину удалось только к 29 годам. Окончив Московский полиграфический институт, он сразу оказался безработным. По совету друзей, устроился в Академию наук Узбекистана делать натурные рисунки для научных и научно-популярных книг. Восток увлек художника, и он совершил в 1980 и 1982 годах два путешествия на Памир. Преодолевая массу трудностей, художнику удалось наработать огромный материал. Вслед за этими путешествиями художник принял участие в киноэкспедиции на Арал.
Из цикла "Старый романс".
На заре ты ее не буди. 1995
     После смерти одного из своих учителей – В.Л.Леванта, ему приходит в голову идея преподавать рисование детям. После долгих мытарств, в 1987 году при поддержке города и районной администрации ему удалось создать клуб “Графические миниатюры”. Преодолевая массу различных сложностей, отнюдь не творческого порядка, художник достиг определенных успехов – его ученики завоевали несколько премий на международных конкурсах. Да и творчество самого художника получило признание за рубежом.
     Работы Бдюмкина хранятся в Международном музее экслибрисов (Сент-Никлаас, Бельгия), Музее городской истории Нюрнберга (Германия), Галерее печатной графики (Адоги, Испания) и во многих других европейских музеях и частных коллекциях.
     К сожалению, в нашей стране он не столь известен. Хотя за плечами художника бесчисленное количество выставок, как совместных, так и персональных, его творческий багаж настолько велик и многообразен, что петербургский зритель не знаком, пожалуй, и с его сотой долей. Тем радостней осознавать, что у нас появилась возможность еще раз прикоснуться к истинному искусству, исполненному искренности, одухотворенности и петербургского стиля.
     Остается пожелать Маргарите Лобановой и Евгению Блюмкину удачи и творческих успехов и поблагодарить “Еву” за прекрасную выставку.
Н.З.
Фото В. Косяченко
Сайт создан в системе uCoz