Как здорово, что в разговоре
о группе “Пгишот" уже не надо объяснятъ — “кто", “что”, “откуда” и “почему”!
Осенью этого года нашему творческому объединению исполняется пять лет.
Прошедшие за это время выставки, пленэры, экспедиции по местам еврейской
истории, выход в свет книг, буклетов, а также материалов в СМИ сделали
свое дело. Поэтому, рассказывая о нынешней экспозиции группы в Центре “Петербургская
иудаика”, сразу возьмем быка за рога. Сиречь — обратимся собственно к искусству.
Название выставки —
“Сотворение и творчество”. Речь идет об интерпретации ее участниками первой
главы Торы: Брейшит. В рамках экспозиции прошла презентация одноименной
книги.
Погружение в Писание
не прошло бесследно. Оно высветило в каждом из нас какие-то новые качества.
Целомудренная сдержанность или свобода, интимность переживания или открытость
— лишь некоторые, весьма условные в определении, краски новообретенной
палитры.
Ассоциаций и “расшифровок”
столько, сколько посетителей выставки. И то, что вы прочтете ниже, — ни
в коем случае не навязывание точки зрения со стороны вашего покорного слуги.
Это лишь живой отклик. Другое дело, что мне, возможно, виднее новации авторов,
поскольку знаю и люблю искусство моих друзей в течение многих лет.
... Анатолий Заславский, совершенно волшебный цветовик, воспринимающий
мир с подкупающе-детской непосредственностью, - здесь словно бы затихает.
Его произведения, остающиеся Б-жественно красивыми, сближены в тоне, строги
в композиционном ритме. Он будто примеривается к ответственнейшему делу
сотворения мира — сотворения, а не изображения! Художника в этом случае
занимают чисто живописные задачи. Например, в “Сотворении света" автор
оперирует не светлым и темным, а теплым и холодным. И все же нетривиальность
живописца, по отношению к себе вчерашнему, достаточно ощутима...
Леонид Грольман,
один из остроумцев “Пгишот" (каково выделяться остроумием среди евреев!)
— и в своих композициях, будь-то на плоскости или в объеме, всегда привлекал
парадоксальностью и любовью к деталям. На сей раз, он неузнаваем. Серия
обобщенно-декоративных пастелей, в которых угадывается география Брейшит,
стала своего рода открытием известного ранее художника.
Михаил Шапиро
раскованно естественен в своих живописных вещах. К Адаму и Хаве, в частности,
автор относится по-свойски. В его прочтении это вполне современные персонажи.
Отнюдь не финалисты конкурса красоты и, скорее всего, довольно-таки заковыристые
по характеру. Прозрачное до акварельности "масло" этого живописца со своей
стороны свидетельствует о легкости последнего в соотнесении эпох. Изображаемые
им люди и холмы Иудеи столь же вечны, сколь увидены сегодняшним посетителем
Святой Земли.
Такого же рода органика
вхождения в тему отличает и Ларису Берлин. С той лишь разницей,
что ее излюбленный мотив — созданные Госп-дом звери. Их живописные изображения
отличает "символическая наивность". Скульптурные же произведения неисповедимым
образом сочетают в себе монументальность с забавно-тактичным очеловечиванием
привычных нам и сочиненных зверюшек.
Если характеризовать
творчество одной из ведущих питерских текстильщиц Аллы Давыдовой
одним словом, то это будет слово "мощь". И на сей раз ее композиции: гобелены,
напряженные в тонально-цветовом и ритмическом отношении, звучат торжественными
аккордами. Но вдруг в сохраняющей себя мелодии звучат-звенят иные ноты:
маленькие, слабые ростки пробивают шершавую структуру земли, свисают, словно
первыми весенними веточками, прямо с неба. Автор, подобно другим участникам
выставки, примеривается к роли Творца...
Татьяна Погорельская
в экспозиции — словно синоним света. Не того, что отделяет Госп-дь от тьмы.
Тьмы для нее вроде бы не существует. Мы ощущаем радостное, светлое начало,
которым исполнены все Дни Творения. Йом ришон, йом шени. и т.д., - художница
наслаждается включением в композицию ивритского шрифта, - при всем своем
колористическом мерцании представляются единым периодом "И увидел Госп-дь,
что это хорошо...".
Александр Рохлин
— "ребе" нашей группы; именно он вводил художников в Святые тексты. Основательность
же этого разнообразного графика и мастера керамики объясняется не лишь
названными обстоятельствами. Здесь нельзя не видеть своеобычия его художественной
натуры, соединяющей в себе преклонение перед видимым миром с аналитическим
постижением последнего. Плотная взаимосвязь всего сущего, проявляющаяся
в сближенном цветовом строе, — вот "послевкусие" его произведений.
Феликс Лейбович рядом с графикой показывает текстиль. Очевидна взаимопроникновенность:
графически-острому решению тканей сопутствует декоративность графических
листов. Последние великолепно сочетают в себе "античность" (в собирательном
смысле: быть может Древний Египет, быть может нечто иное) с дыханием мамэ-лошн.
Его "Рыба", например, — это и символ, и иллюстрация к сотворению всего
живого, и теплая, с привкусом ушедшего детства, трапеза за семейным столом...
Застолье, праздник,
а главным образом, труд ("в поте лица своего...") потомков Адама, расселившихся
по многочисленным градам и весям: Украина, Средняя Азия, Кавказ — явлены
зрителю в фотографиях Михаила Хейфеца. Это не просто выразительные
документальные кадры, но подлинные произведения искусства — со своими композиционными
удачами и запоминающимися образами. Взгляд автора, усиленный фотообъективом,
отличается изначальной теплотой и зоркостью.
Арон Зинштейн
известен любителям искусства своим высоким живописным темпераментом. Его
горожане, посетители синагоги, зрители в концертном зале неизменно экспрессивны;
яркие удары цвета усиливают динамику души! Но сейчас, в "Изгнании из рая"
художник, кажется, превосходит самого себя. Б-г изгоняет первых людей живописными
средствами: упругие, наезжающие на Адама и Хаву мазки, действуют, словно
выталкивающая пружина. Это тот случай, когда смысловая, умозрительная составляющая
переходит в живопись без остатка.
Скульптор Роберт
Лотош добавляет в классицизм своих вещей едва уловимое "чуть-чуть",
делающее его персонажей узнаваемо-близкими. Изображаемые автором члены
его семьи словно приподнимаются над бытом. Обобщенная пластика в данном
случае выходит на какие-то общечеловеческие категории. В образах Адама
и Хавы скульптору удается сократить разделяющее нас время. В свою очередь
деревянная скульптура "Слушающая", отсылающая зрителя к направлению "ханаанцев"
в той же мере, что к европейской художественной традиции, говорит об издревле
идущем родстве планетарной семьи людей...
"Четыре реки - четыре
судьбы" Соломона Эпштейна можно, конечно, "привязать" к Брейшит.
Вспомним, там говорится о четырех реках, лишь одна из которых — путь добра
и истины. Но у живописца таковы все четыре! Самый старший из членов "Пгишот",
прошедший дорогами войны, он словно не хочет верить, что судьбы, при всей
их разности, способны нести в себе зло. В каких-то акварелях представленной
серии угадывается Эрец Исраэль, в иных — живет прохлада питерских пригородов.
Сотворенный некогда мир доходит до нас в единстве гармонично-неброской
прелести.
Пишущий эти строки не
склонен, разумеется, оценивать свои собственные работы. Хочу лишь объяснить,
почему в пастелях на тему Брейшит я обратился к изображению цветущего кибуца
в Галилее. Он показался мне маленьким раем, тем Ган Эденом, откуда Госп-дь
изгнал Адама, с тем, чтобы потомки последнего (ведь "человек" и в современном
иврите - адам) попытались, вернувшись на Землю обетованную, хоть в чем-то
приблизиться к тем первым дням...
События самого последнего
времени говорят, на мой взгляд, о том, что основным препятствием в данном
случае является отсутствие необходимого еврейского единства. В том числе
единства в интересе и уважении к национальным корням...
Мы художники. И наши
возможности что-то изменить лежат в русле искусства. Хотелось бы верить,
что экспозиция, о которой вы только что прочитали, - хотя бы маленький
шажок в желаемом направлении. Справедлив и актуален Экклезиаст: "...Возвращается
ветер на круги свои...".