…А В ИТОГЕ ОНИ ВСЕ ПОЮТ

В сутках почему-то всего 24 часа!
(поговорка любимой преподавательницы)

     12 мая в зале Театра эстрады им. А. Райкина прошел концерт “Дети с еврейской улицы”, организованный Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга. На сцене выступили три действующих при центре детско-юношеских музыкальных коллектива: театральная студия “Киндер-йорн” под руководством Л.Борухзон, ансамбль традиционной музыки “Кле-Земер” под руководством Е.Хаздана и студия идишского фольклора “Нигун” под руководством А.Георгиевской. И если в первых двух коллективах некоторые участники уже учатся в консерватории, то в студии “Нигун” дети в младшей группе еще даже в школу не ходят — впрочем, на качестве получаемого от выступлений удовольствия это никак не отразилось. В каждом выступлении была своя прелесть, и каждый из представленных коллективов достоин отдельного рассказа. Но тема сегодняшнего разговора — студия “Нигун” и ее руководитель Анастасия Георгиевская.
     “Нигун” — особенный коллектив. Все, кто видел выступления детей из этого ансамбля, несомненно, испытали богатую гамму чувств: от простого умиления (Ах, какие крохи, а уже поют на идише!) до восхищения (Как поют!!!). Главной же особенностью этого ансамбля, помимо того, что дети поют на идише, понимая при этом каждое слово текста и значение его в еврейской традиции, является еще и то, что в него принимают любого ребенка, и каждый начинает петь.
     Как это стало возможно? Кто она, руководитель этого ансамбля? Что привело ее к идишскому фольклору? Как она работает с детьми? Какие у коллектива планы на будущее? Все эти и другие вопросы и стали темой беседы с Анастасией Георгиевской.
     Мы встретились незадолго до репетиции в помещении Еврейского общинного центра на ул. Рубинштейна, д. 3. Милая, энергичная, интересная молодая женщина сидела передо мной.

     Корр.: Анастасия, расскажите, как музыка стала главным делом Вашей жизни? Почему Вы стали заниматься музыкой, пением с детьми?
     Анастасия Георгиевская: Сначала я окончила хорошую музыкальную школу (сегодня это — Охтинский центр гуманитарно-эстетического воспитания), причем фортепианное, а потом и хоровое отделение, потому что петь любила всегда. Дальше был Педагогический институт им. Герцена, музыкальный факультет, который и окончила со специализацией “хоровое дирижирование”. Одновременно с учебой в институте пела в хоре, которым руководили Елена Геннадьевна Щенникова и Николай Иванович Воробьев. Люди они были уникальные, настоящие профессионалы, которые учили нас петь музыку светскую и духовную, западноевропейскую и русскую, любую. А самое главное — они любили нас всех. Собственно это и повлияло на меня настолько, что я сама потом занялась преподаванием. Увы, мои преподаватели погибли в автокатастрофе. Чтобы сохранить уже сделанное ими, мы с подругой решили сами вести занятия с этим хором. Потом родилась идея создания на базе хора детской хоровой студии для всех детей, которые хотят учиться петь. Набрали детей просто “с улицы”. Работали увлеченно. И стало получаться. Мы отдавали много, и дети отдавали много. И они очень хорошо стали петь. Эти дети уже выросли, но мы продолжаем дружить.

     Корр.: А как Вы попали в студию идишского фольклора Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга?
     А.Г.: В фольклорную студию Еврейского общинного центра меня однажды пригласила моя коллега Евгения Владимировна Хаздан. Она считала, что я очень профессионально занимаюсь вокалом в хоровой области. У нее в студии занимались дети без музыкального образования, интересующиеся идишским фольклором. Хорошие детки, но что-то у них не получалось с пением. Это был счастливый случай!

     Корр.: В чем же состоят главные особенности Вашей методики занятий с детьми? Почему дети у Вас так поют?
     А.Г.: Я действительно серьезно занимаюсь физиологией пения. Использую интересную нетрадиционную методику, которую разработал Виктор Вадимович Емельянов. К этой методике обращаются обычно, когда все другое уже перепробовано, а результата нет. И остается только поверить в чудо. Я опробовала эту методику на себе, когда у меня еще в музыкальной школе возникли проблемы с голосом. Свои проблемы я тогда решила. Методика нестандартная, странно звучащая. Очень хороша для маленьких детей, потому что это игра. Взрослому человеку, у которого уже сложилось восприятие того, что хорошо, а что плохо, сложнее. Но со временем и взрослые понимают, что из этих упражнений рождается звук, приносящий им удовольствие и здоровье. Дети, которые приходят ко мне заниматься, через некоторое время перестают болеть. Я учу их дышать по-другому, я даю им упражнения, которые позволяют справляться с кашлем, насморком. Мы эти упражнения каждый раз повторяем на занятиях. Это чистое подражание звукам природы, животным, птицам, звуки доречевой коммуникации — вой, крик и т. п. Я учу детей кричать, не срывая голос при этом. Ребенок может прийти с какими-то проблемами: абсолютно не интонирующий, гнусавый, говорящий шепотом, без слуха (по мнению учителей музыкальной школы), зажатый, а в итоге — ОНИ ВСЕ ПОЮТ. Это интересно, но для меня главное, что это не вредит здоровью, это помогает детям не болеть.

     Корр.: И как же Вы, профессиональный музыкант, решились связать свою жизнь с народной музыкой? Что привлекло Вас к идишской народной песне?
     А.Г.: Четыре года тому назад я пришла в студию еврейского фольклора в Еврейский общинный центр просто посмотреть, мне интересно было, что это такое. И мне очень понравилась музыка, очень понравились песни. Мы начали работать. Мне интересно было этим заниматься. Мне очень нравится еврейская музыкальная культура, ее идишский пласт. Очень красивый язык, которым я тоже занимаюсь здесь, в Еврейском общинном центре. Для меня самой важной особенностью в еврейской песне является то, что она дает свободу. Свободу музыкальную, свободу импровизации, свободу тональную. То, чему не учат нигде, ни в музыкальных школах, ни в институтах. Там нас учат играть по нотам, дирижировать по нотам, играть в строго определенных тональностях. А когда начинаешь заниматься устной традицией и устной культурой, то понимаешь, что эта нотная ограниченность совершенно не дает полной картины музыкальных красок. Для меня было очень важно понять, что, занимаясь еврейской народной культурой, я расту как музыкант.

     Корр.: Но идиш? Зачем современному человеку, нашим детям знать язык прошлого?
     А.Г.: Но хорошо петь, не понимая то, о чем ты поешь, невозможно! Значит надо учить язык. Да, это непросто. Для начала у ребенка надо вызвать уверенность, что он может. Представьте, он пришел заниматься и на первых же занятиях уже выучил три песни (на два слова) на идише! Да еще он узнал какой-то обычай или традицию, связанную с этой песенкой. Приходит домой и поет. Ребенок счастлив. Родные счастливы... Естественно, детям каждое слово переводится, иначе они не могли бы выучить тот репертуар, который они поют. Они уже сейчас сами переводят, старшие по крайней мере. И малыши улавливают на слух многое. Главное, на первом этапе, чтобы ребенку было интересно и он хотел ходить на занятия. Я делаю все возможное для того, чтобы ребенок стремился сюда, потому что ему здесь хорошо. В изучении идиша и традиции очень помогают семейные лагеря, которые мы проводим несколько раз в год под названием “Клезштетл” (“Клезмерское местечко”). В рамках этой программы дети и их родители выезжают загород, где и те, и другие, вместе и порознь, учат идиш, изучают еврейскую традицию, знакомятся с народными обычаями, участвуют в репетициях и обсуждениях, играют и отдыхают. И может быть самое важное (по признаниям самих участников этой программы) то, что происходит изменение самоидентификации: я — еврей не только потому, что у меня в паспорте так написано, но потому, что я понимаю о чем поется в этих песнях, меня волнует и восхищает их поэтика и мелодика, мне нравится чувствовать себя частью еврейского народа. Невозможно переоценить значение этой программы для ее участников. После выездов в лагеря “Клезштетл” многие родители начали посещать занятия по идишу в Еврейском общинном центре. Дети и их родители расширяют круг совместного общения, по-новому раскрываются друг для друга. В этих выездах кроме студии “Нигун” участвуют и дети (и их родители) из ансамбля “Кле-земер”, театра “Киндер-йорн”, да и просто знакомые, интересующиеся еврейской песенной и инструментальной традицией. Всем, изъявляющим желание ехать с нами, мы никогда не отказываем — ведь в результате у нас пополняется коллектив.

     Корр.: Как часто проходят занятия с детьми?
     А.Г.: Занятия проходят раз в неделю, в воскресенье. Чаще не получается, потому что ходят к нам нормальные еврейские дети, у которых помимо нашей студии есть еще и занятия танцами, и языками иностранными, и бассейн, и многое другое. Со старшими детьми мы занимаемся два раза в неделю. Единственным домашним заданием для детей является обдумывание и выучивание текстов. Ребенок неделю думает над тем, что учит, а потом на занятии выкладывает что-то в музыкальном или в словесном плане — не важно как, но он это свое понимание мне выдает. Иногда мы спорим, потому что не всегда у меня и у ребенка совпадает видение и понимание песни. И каждый доказывает свое, и мы пытаемся прийти к компромиссу и, таким образом, рождается то, что мы потом показываем на сцене. Я даю детям возможность почувствовать, что они тоже многое могут, многое знают: и о еврейской культуре, и о музыке. Многие дети из нашей студии легко поступают в музыкальные школы.

     Корр.: Начиная с какого возраста дети могут заниматься у Вас?
     А.Г.: У нас в младшей группе дети в возрасте от пяти до десяти лет, а в старшей — от десяти до семнадцати. У старших детей, кроме воскресных хоровых занятий, есть еще и индивидуальные занятия по вокалу. Дети готовы заниматься столько угодно, когда им это нравится.

     Корр.: Да, дети много занимаются. А есть ли у них возможность продемонстрировать свои достижения?
     А.Г.: Результаты занятий дети демонстрируют на концертах (минимум дважды в год), а также принимая участие в фестивалях и конкурсах (ежегодный Фестиваль еврейской книги, ежегодный Фестиваль клезмерской музыки “Клезфест в Петербурге” и др.). Сейчас у нас в ансамбле есть два старших солиста, участвующие вместе со мной в летней программе “Клезфеста”, на которую преподавать приезжают известные исполнители еврейской песни и традиционной инструментальной музыки из США и Англии. “Клезфест” — программа для взрослых исполнителей, но наши дети, благодаря высокому уровню подготовки, удостаиваются чести и участвуют в этом вместе с взрослыми. Наши зарубежные гости привозят новые записи, новый репертуар, объясняют и показывают как традиционно исполняются еврейские песни. Передача этих тонкостей возможна только непосредственно от мастера к ученику, “из рук в руки”... Наш солист Митя Гордон, как участник “Клезфеста”, в прошлом году ездил с концертами в Мурманск и Петрозаводск вместе с такими яркими певцами, как Ефим Черный, Марина Якубович и Алина Ивах, под руководством замечательного музыканта Леонида Давидовича Сонца, непременного участника всех петербургских “Клезфестов”. Я тоже участвовала в той концертной программе... А в этом году наша солистка Маша Цейтлина ездила в Казань на второй Всероссийский конкурс исполнителей еврейской песни и танца имени Леонида Сонца. В прошлом году Л.Сонц сам организовал и провел этот конкурс, а теперь, после его смерти, казанцы решили продолжить это начинание в память о нем. Маша Цейтлина привезла из Казани два диплома: лауреатский – второе место среди исполнителей — и диплом зрительских симпатий. Конечно, это настоящий успех, к которому мы шли четыре года.

     Корр.: Что Вы сами считаете главным в своей работе с детьми? Что, на Ваш взгляд, отличает занятия в Вашей студии?
      А.Г.: Главное, я стараюсь дать детям почувствовать, что они что-то могут, только тогда они хотят заниматься. Это такая радость — занятия с детьми, когда в итоге что-то получается. Когда к тебе приводят ребенка, которому еще в детском садике или в школе сказали, что у него нет никаких музыкальных способностей, и через два-три месяца этот ребенок свободно интонирует, свободно выходит на концерт и поет соло. Это и есть самая большая радость для меня.

     Корр.: А что, если к Вам в студию родители или бабушки захотят привести своих детей? Или наши самостоятельные подростки, никогда раньше не занимавшиеся пением, сами захотят приобщиться к изучению идишского фольклора?
     А.Г.: Сейчас в коллективе 16 участников. Если придут новые дети, это будет очень здорово!

     Дети любят удачливых и красивых, уверенных в себе людей. Анастасия Георгиевская вполне отвечает этим требованиям, и дети действительно ее любят, а она их. А в итоге они все поют!

Беседовала С. КАРАБИНСКАЯ
Сайт создан в системе uCoz