"ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ..."
"Еврей - это святое существо,
которое добыло с небо вечный огонь
и просветило им Землю и живущих на ней".
Л.Н.Толстой

     Узнав, что тот или другой известный писатель или поэт, в прошлом еврей, принял христианство, неискушенный человек, выросший в отрыве от религии, например в Советском Союзе, может задуматься: возможно, он (этот писатель, поэт) прав, может быть, вера моих предков – анахронизм? А известных выкрестов, к сожалению, немало... Так, например, Борис Пастернак, еврей по рождению, не только отрицал иудаизм, но и к самому факту существования еврейского народа, как известно, относился, мягко говоря, неодобрительно. Сложным было отношение к "Богу Ветхого Завета" Иосифа Бродского. Живущий в США еврей по рождению известный поэт Наум Коржавин недавно заявил: "Христианство показалось мне наиболее близким по моему культурному опыту, по всему тому, что я любил и ценил". Отсюда, видимо, и следует его отношение, увы, "с полным доверием" к откровенно антисемитскому произведению Солженицына "200 лет вместе..." Уместно вспомнить и крестившегося Эрнста Неизвестного, и его мать Беллу Дижур, названную в журнале "Вестник" "одной из наиболее талантливых литераторов русского зарубежья", которой "христианство представлялось самой совершенной религией..." К сожалению, в этом списке мы обнаружим и барда Александра Галича, принявшего православие незадолго до отъезда из Советского Союза не без влияния известного протоирея Александра Меня – тоже еврея по рождению...
     Нельзя не спросить: оправдана ли апологетика христианства, к которому обращаются Б.Пастернак, М.Коржавин, Б.Дижур и другие? В Евангелии от Матфея (27.1,25) повествуется, что евреи Иудеи отдали Иисуса римлянам, "чтобы предать его смерти" и что "весь народ (евреи – Авт.) сказал: кровь его на нас и на детях наших". Этим наветом сочинители Евангелия заложили в христианство яд ненависти к евреям как богоубийцам, который продолжает отравлять мир вот уже две тысячи лет. Мартиролог истребления, пыток, погромов, гонений и преследований евреев христианскими народами на протяжении почти двух тысячелетий огромен, а его кульминацией стал Холокост... Христианство, приняв за основу своего вероучения иудаизм, стало на путь его дискредитации, а затем и физического истребления евреев. И делалось это с целью утвердить господство христианства не наряду с иудаизмом, а вместо него. Так, в Евангелии от Марка, в притче "Иисус является своим ученикам" (16.15,16), говорится: "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, опасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". Эти строки говорят о стремлении утвердить в Иудее новое учение запугиванием. Не требуется особо богатой фантазии, чтобы представить реакцию инквизиции на подобную же попытку, направленную против католицизма...
     Говоря о преследовании Церковью евреев, необходимо напомнить признание и раскаяние в совершении этого злодеяния христианских лидеров. Так, в 1963 году Папа Римский Иоанн XXIII перед смертью составил молитву для чтения во всех католических соборах, назвав ее "Актом раскаяния". В ней говорится: "Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в евреях наших братьев. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слезы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили". Нынешний Папа Римский Иоанн Павел II в своей книге "За порогом надежды" пишет: "Евреи – уникальный народ... за что им пришлось дорого заплатить. Антисемитизм – тяжкий грех в глазах Божьих". Папа призвал католиков от имени Церкви "смиренно признать свои ошибки... преклонить колена перед Богом и попросить у Него прощения за прошлые и настоящие грехи ее сыновей и дочерей". Широко известно признание Ватиканом в 1965 году отсутствия вины евреев в распятии Иисуса, чем с еврейского народа снят страшный навет. Говоря об этом историческом акте, многие не замечают, что им же одновременно признано величайшее преступление, совершавшееся Церковью в течение веков... Признал Ватикан и Государство Израиль, заключив с ним дипломатические отношения.
     Нельзя не выразить сожаление по поводу того, что Российская Православная Церковь до сих пор продолжает придерживаться догматов двадцативековой давности. Не случайно Сергей Лезов, профессор Российского гуманитарного университета, подчеркнул, что "в России Православная Церковь осталась нетронутой в своем средневековом юдофобстве…" И действительно, в 1995 году, на выставке, посвященной Анне Франк, митрополит Кирилл заявил, что страдания и гибель евреев в Катастрофе "имеют искупительный смысл", намекая на навет о причастности евреев к смерти Христа.
     Видя в принятии христианства активный элемент ассимиляции, Альберт Эйнштейн заметил: "Меня всегда коробило недостойное стремление к ассимиляции, которое я замечал у многих своих друзей". Но наряду со всем этим Лион Фейхтвангер писал: "Сквозь два тысячелетия пронесли они (евреи – Авт.) с собой Книгу. Она была им народом, государством, родиной, наследием и владением. Они передали ее всем народам, которые склонились перед ней..."
     Некоторые ушедшие от веры отцов ассимилированные евреи стремятся утвердиться в мысли, что национальность и вероисповедание у народа Торы, как и у других народов, не взаимосвязаны, что можно-де оставаться евреем, приняв другую веру. Они глубоко заблуждаются. Известно, что тот, кто ушел от иудейской веры, всегда уходил и от еврейского народа. В силу исторических причин, для евреев понятия национальности и вероисповедания разорвать нельзя. И только благодаря этому сохранился и сохранится в будущем еврейский народ. При этом можно оставаться евреем, не будучи религиозным.
     Итак, при рождении учения – навет, а затем две тысячи лет беспочвенной ненависти... Так на чем же основана апологетика христианства перечисленными выше известными бывшими евреями? Мы высоко ценим талант Пастернака, Бродского, Галича и других, никак не связывая их творчество с отказом от веры отцов, Однако нарушение ими заповеди "Да не будет у тебя других богов перед лицем моим" достойно глубокого сожаления и, как мне представляется, должно было их унизить. Думаю, что именно это чувство они испытали в свой последний час.

Иосиф СПИВАК
Сайт создан в системе uCoz