Евреи в России: мнение Родины

     Расслабьтесь, читатели. Имеется в виду всего лишь журнал “Родина”, специальный сдвоенный номер которого (№ 4-5 за 2002 год) вышел с заголовком “ЕВРЕИ В РОССИИ”. Пардон за большие буквы, но на журнале они размером примерно как понятно что на обложке так называемых мужских журналов. Свидетельствую — своей цели издатели добились: в глаза бросается, видно издалека. Стоит журнал, впрочем, вдвое дороже тех изданий, что с девочками — еще раз виват издателям: на ком же и делать деньги, как не на евреях?
     Внутри все цивилизованно — острых, как говорят, материалов почти и нет. Значительная часть из более чем полусотни статей — исторического или этнографического плана. Все они интересны, что же до полноты картины — вопрос дискуссионный, но мне кажется, что о погромах и о Катастрофе следовало бы поместить серьезные всесторонние исследования, посвященные собственно этим явлениям. В статье же о Катастрофе рассматривается несомненно интересный, но — “боковой” вопрос: анализируется эволюция восприятия Катастрофы на Западе. Что до погромов, то читатель знакомится с фрагментом воспоминаний о гомельском погроме. Похоже, что редакция пошла по пути соблюдения ассортиментного минимума, поскольку без какого-то обращения к этим темам обойтись было нельзя.
     Уж если говорить об истории, то могло бы на двух сотнях страниц большого формата найтись место для статьи на тему “евреи и диссиденты” — тема интереснейшая, ведь и евреи шли в диссиденты, оплачивая своими сроками свободу всего российского народа, и диссиденты нередко выступали в защиту евреев (например, Сахаров), но только в личном качестве. А вот между организациями отношения если и были, то очень осторожные, и понятно почему; да и те евреи, что занимались правозащитой, евреями себя “в этом деле” не считали. Совсем как мальчики и девочки из гетто, что окунулись в Революцию за полвека до них. С известным печальным для всех результатом.
     Почти не затронул журнал и тему “еврейское движение в советские времена”. Понятно, что добыть честную и объективную статью на эту тему было бы непросто, но возможно. Есть еще, как говорится, живые участники. Равным образом почти не рассмотрено сионистское движение в дореволюционное время, и сама по себе вполне интересная статья, посвященная отношению царского правительства к сионизму, тему не исчерпывает.
     Рассмотрим материалы, которые не проходят по графе история и этнография. Прежде всего, это интервью: с Адином Штайнзальцем (самое интересное — ответ на вопрос о роли интеллигенции), с Адольфом Шаевичем и с Берлом Лазаром. Далее, это статья Владимира Микушевича, излагающая взгляд православного христианина на иудаизм — статья написана не без блеска, содержит интересные наблюдения по части “Тараса Бульбы” (оказывается, Гоголь признавал кое-что хорошее за жидами), ну и обычные христианские претензии к нам. Оказывается, отсутствие прозелитизма — вот что раздражало другие народы, ибо воспринималось ими “как узурпация, своего рода приватизация Б-га”. Восхитительно! Нет, чтобы обратить некоторым свой явно недюжинный интеллект на проблему обустройства России — всем было бы лучше. И евреи спали бы спокойнее, и с дорогами да связью дело бы наладилось... А редакция могла бы поместить рядом какую-нибудь перепечатку из Пинхаса Полонского. Но салат оказался бы слишком острым. Хотя сопоставлениями редакция пользуется. Например, весьма полезная для изучения (как и другие его писания, только не на полный желудок) статья С.Кара-Мурзы, доказывающая, что в России нет антисемитизма, и оправдывающая кавказофобию, соседствует со статьей Боруха Горина, анализирующего и классифицирующего этот самый, который не существует. Разумеется, в журнале не обошлось без обсуждения книги Солженицына, но в последнее время в литературе уже появились существенно более интересные материалы на эту тему.
     Чего в журнале нет? Понятно, что у издателей были свои резоны, свое видение материала и мира, но ведь и кошка может смотреть на короля. Кроме упомянутой статьи Боруха Горина, в некоторых статьях произносятся какие-то слова по поводу антисемитизма, все более типа “чур меня” и что вообще-то он русским не свойственен; но никакого серьезного научного анализа нет. А ведь сегодня имеются более чем обширные данные, полученные за много лет ВЦИОМом, все они опубликованы в специальных изданиях и не так уж трудно было бы сделать обзор, да и авторы исследований не отказались бы, наверное, написать статью для столь уважаемого проекта. Но, видимо, редакция сочла, что читатель испугается большого количества цифр. Не хочется думать, что их боится сама редакция. Кроме того, хоть понятно, что для России не на антисемитизме свет клином сошелся, но серьезный разговор о нем неминуемо привел бы к проблеме ксенофобии, восприятия другого и себя, а тут читатели могли бы узнать о себе кое-что не парадное.
     Далее, в журнале не нашлось места для прогноза. Одна ритуальная, да и то уклончивая фраза одного из авторов — вместо трезвого научного анализа. Конечно, такой анализ не прост, некоторые ученые могли бы оказаться пристрастны (если я исследую явление, то должен утверждать, что оно есть и пребудет — иначе какой фонд даст мне следующий грант?), но сопоставив два-три мнения, можно было сделать неплохой материал — хоть как беседу, хоть просто как две-три статейки рядом. А то взять парочку прогнозов десятилетней давности и эта... сравнить.
     Смешная и печальная тема “евреи и власть”. Великий диссидент, поэт и выкрест Александр Галич как припечатал — не шейте вы ливреи, евреи, не сидеть вам ни в Синоде, ни в Сенате... История заискивания перестроечных евреев перед властью, поиск теплых местечек под предлогом необходимости представительства... Все мы знаем, чем это кончилось. Власть — это реалисты. Она (они) реагируют только на силу. Одного еврея, который пытался совмещать то бизнес и евреев, то евреев и критику правительства, быстренько отделили от его собратьев по бизнесу (которые не сочли возможным защитить своего товарища от Большого Брата) и спасибо еще, что не заклали, а просто выдавили из страны и политики. Российская власть начала воспринимать евреев всерьез, только когда от них пришел человек, за которым стояли — назовем, наконец, вещи своими именами — большие деньги и спаянная военной дисциплиной (что могло особенно понравиться новой российской власти) и эффективная организация. Да и то против российских наци-губернаторов и просто наци ничего (по крайней мере внешне заметного) не предпринимается — с мнением народа властям приходится считаться.
     Но, чтобы не кончать на печальной ноте, заметим, что редакторам удалась поистине потрясающая вещь — не удивлюсь, если они скажут, что не нарочно. Они собрали под одной обложкой Адольфа Шаевича и Берла Лазара. Кто интересуется сегодняшней еврейской жизнью в России, понимает, что это такое! Не просто было наверное получить интервью и у главы Джойнта Джоэля Головенского (два года назад, давая другое интервью, он сказал, что делает это вообще впервые, в их организации это не принято). Жалко, что Еврейское Агентство (Сохнут) представлено стареньким рассказом обильно издающей ныне свои тексты в России Дины Рубиной, но, наверное, так надо. Редакторы мудро не предоставили своих страниц местным нерелигиозным евреям — “представителям евреев России”. А то их, редакторов, могли бы и затоптать. И это было бы очень жалко.
     И напоследок еще одно, чисто личное пустяковое замечание — собираясь писать о Леме, тов. Дмитрий Быков, перечитайте его, не пишите по памяти. А то получается... неточность; кстати, это относится к любому делу. Другие же ваши пассажи насчет того, о чем думает и не думает Б-г, насчет участия евреев в деструктивной деятельности, насчет того, какими солдатами были евреи в этнически чуждых им армиях, и так далее, и так далее, и так далее — воздержусь. Похоже, что Вы — поэт, а искусство — оно гармония, его алгеброй не поверить…

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz