“ХИХИКАЮЩИЕ ШЕДЕВРЫ” И “ПРАВДА ВОЙНЫ”
В июне в Санкт-Петербурге время кинофестивалей.
Один совсем настоящий – “Послание к человеку”: международный конкурс, жюри,
призы, конкурс дебютов. Другой – “Фестиваль фестивалей” – скорее демонстрация
фильмов, уже показанных на других фестивалях. А в мае под громким названием
“Фестиваль "Виват, кино России!"” прошла просто неделя российских фильмов
– ну, как бывает неделя польских фильмов, японских и т. п. И уровень фильмов
– в лучшем случае “среднее кино”, исключение – “Конец века” Лопушанского
– соответствовал как раз прошедшей в апреле “польской неделе”. Огорчает,
впрочем, не это (в конце концов, выдающиеся фильмы часто не создаются).
Огорчает, что российское кино – чуть ли не последнее в Европе – не пытается
работать в эстетике, возможно, единственного перспективного и вменяемого
направления в кинематографе 90-х – в эстетике “Догмы”. Дело
не в том, что надо слепо следовать моде. “Догма” (широко понимаемая, от
фильмов Триера и Винтенберга до “Вместе” Мудиссона
и “Кровавого воскресенья” Гринграсса) больше, чем мода, это
своего рода неореализм 90-х. Через “догмовскую” эстетику и технологию реализуется
интерес к материальному миру и к человеку, интерес к современности, к жизненной
“норме”, к потоку жизни. То есть ко всему, что российских режиссеров, судя
по подавляющему большинству фильмов, вообще не интересует.
Значительная часть фильмов (“Сестры”
С. Бодрова, “Апрель” К. Мурзенко, “Я - кукла” Ю. Кары)
объединена так называемой “бандитской” темой. Забавно: одно “социальное
меньшинство” (режиссеры) делает фильмы о другом “меньшинстве” (о бандитах).
Так что большая часть социума остается вне сферы режиссерских интересов.
Несколько выделяется “Апрель”: главному герою дано хотя бы смутное понимание
того, что есть другая, более осмысленная жизнь. Что же касается собственно
режиссуры, то Мурзенко известный киноман, это видно по его первому фильму:
тут и Вонг Кар-Вай, и Фассбиндер, и Линч.
|
Кадр из к/ф "Война" |
Самый нашумевший фильм фестиваля – “Война”
Алексея Балабанова – уже был в прокате, уже написана масса рецензий.
Название дезориентирует: “Война” не батальный фильм (как “Самый длинный
день”, “Тонкая красная линия”, “Спасти рядового Райана”), а фильм,
снятый в жанре “военных приключений” (как фильмы Олдрича, в какой-то
мере “А зори здесь тихие” Ростоцкого). Собственно, “Война”
сделана по схеме “Брата-2”: герой одиночка проникает “во
вражеское логово” с некой справедливой миссией и успешно ее выполняет.
Только в “Брате-2” под выстрелами падают игрушечные американцы, а в “Войне”
– такие же игрушечные чеченцы. Главный шоковый аттракцион фильма – перерезание
горла российским солдатам (один раз – общим планом, один раз – крупным).
Но ведь это не война, не ужасы войны; это ужасы мафиозной разборки, ужасы
кровной мести. Ужас войны – в “оптовых” смертях, в анонимности, безличности
гибели – от авиабомбы ли, от мины; ужас войны в том, что обычные нормальные
люди занимаются совершенно противоестественным делом – убивают друг друга.
|
Кадр из к/ф "Война" |
Балабанов же снял очередной боевик на материале
чеченской войны. И боевик-то плохой. Конечно, во всяком боевике режиссер
“подыгрывает” “своим парням”, но не до такой же степени! Все трудности
преодолеваются играючи и без потерь. Один только пример: героям удается
под огнем из подручных средств собрать плот, спуститься на нем по горной
реке, под огнем же высадиться на берег; при этом никто из пяти (!) спасшихся
на плоту не получил ни царапины. Зато злые чеченцы падают под огнем героев
пачками. Такой игры в поддавки не позволит себе даже режиссер американской
“серии В”.
Назвав фильм “Война” и претендуя на изображение
“правды войны”, Балабанов более всего озабочен тем, чтобы, не дай Бог,
не убить кого-либо из “наших”. То, что на войне, в том числе на чеченской,
российские солдаты гибнут не только похищенные бандитами, но и в честном
бою с вражескими бойцами, режиссеру или не понятно или очень неприятно.
Балабанов не понимает того, что понимал не только воевавший Хемингуэй,
но и невоевавший, вполне коммерческий Спилберг, убив главного героя
фильма “Спасти рядового Райана”: война – это когда гибнут лучшие.
Когда-то Виктор Некрасов в “Новом мире”
похвалил Шпаликова и Хуциева за то, что в фильме “Застава
Ильича” (“Мне 20 лет”) они не выволокли за усы на экран старого
рабочего, который учил бы молодых героев жизни. Через 40 лет Балабанов
этого старика все-таки до экрана дотащил, и он (в исполнении Гостюхина)
рассуждает о пользе армии для мужчины и пользе войны для государства. Когда
такие вещи писал, скажем, Д’Аннунцио, это все равно неприятно и
опасно, но за словами “война – гигиена нации” стоял герой войны, крупный
политик, харизматический лидер, кумир Италии. Когда что-то подобное проповедует
тихий питерский экранизатор Беккета и Кафки – это просто пошлость.
Что же касается такого сюжетного хода, как арест и осуждение главного героя
за то, что, освобождая заложников, он убил несколько “гражданских”, то
на фоне истории с полковником Будановым все это выглядит таким лицемерием
и такой фальшью, что даже комментировать не хочется.
|
Кира Муратова |
В дни фестиваля в Петербурге все-таки можно
было посмотреть выдающийся фильм. Конечно, “Второстепенные люди”
сняты на Одесской студии, но назвать Киру Муратову “украинским режиссером”
язык не поворачивается. Муратова сняла свой самый смешной и самый безнадежный
фильм. Морали нет. Единственные искренние чувства в фильме – это любовь
обезьянки к своему бывшему хозяину. Рухнула граница между разумом и безумием:
“нормальные” персонажи фильма ведут себя не менее странно, чем обитатели
психушки “через дорогу напротив”. Да, кажется, и культуре, цивилизации
пришел конец, никому культура не нужна: в последнем эпизоде юноша-дебил
листает альбом, в котором репродукции живописных шедевров, фотка Горбачева,
старые порнооткрытки, какие-то игрушки – обломки мира, остатки славного
прошлого.
Когда-то Бергман в своей ранней сюрреалистической
пьесе “Город” писал, что, когда исчезнет разница между добром
и злом, искусство превратится в “хихикающий шедевр”. Муратова сняла “хихикающий
шедевр” о нашем времени и нашем обществе, столь ничтожном и пошлом, что
не вызывает у режиссера даже ненависти, даже презрения – только смех. Так
одесский режиссер Муратова сделала лучший русский фильм прошедшего года.
Леонид Цыткин
Сайт создан в системе
uCoz