В самом конце мая Россия обрела очередной “Национальный
бестселлер” – премию с таким названием получил роман “Господин Гексоген”
бывшего советского литературного функционера (и тоже лауреата какой-то
премии – то ли комсомола, то ли Министерства обороны), а ныне редактора
газеты “Завтра” Александра Проханова. За несколько дней до
этого под Москвой при попытке снять антисемитский плакат была тяжело ранена
молодая женщина: плакат был заминирован.
Оба события для нашей страны этапные. Взрыв
под Москвой показал, что российские черносотенцы перешли от пропаганды
насилия к пропаганде и насилию в одном, так сказать, флаконе.
Вручив премию господину Проханову, жюри и организаторы “Национального бестселлера”
легитимировали антисемита и редактора черносотенного листка, ввели его
в культурный истеблишмент. Конечно, “Завтра” считается коммунистической
газетой, но достаточно прочитать несколько номеров, чтобы убедиться: коричневого
и черного цвета в ней гораздо больше, чем красного. Ее ближайшие родственники
не “Унита” или “Марксизм тудей”, а “Штюрмер”
или “Агриф” – немецкие газеты времен Третьего рейха.
Кажется, в любом обществе, желающем остаться цивилизованным, интеллектуалы
должны стараться изолировать издания типа “Завтра” и людей типа Проханова
в своего рода “культурном лепрозории”. Надо же понимать: больной от общения
со здоровыми не вылечится, а вот здоровые от контактов с прокаженными могут
заболеть – и весьма тяжело. В России же, стране и так не слишком благополучной
в смысле межнациональных отношений, нациста Проханова превращают в звезду
сезона. И участвуют в этом и так называемые “либеральные политики” (Хакамада),
и модные кинокритики (Трофименков), и литераторы с репутацией конформистов
(Топоров), и высоколобые издатели Деррида и Делеза (А.
Иванов). Какие подобострастные, какие корректные интервью с господином
лауреатом во вполне респектабельных “Коммерсанте” и “Независимой
газете”. Ни одного неудобного вопроса, ни слова о газете “Завтра”.
Какие восторженные рецензии, например текст Трофименкова в “Пульсе”.
И сколько в этих интервью и рецензиях презрения к тем гражданам России,
для которых вручение премии черносотенцу – прямое оскорбление. И вообще,
кем надо быть, чтобы через несколько дней после антисемитского теракта
дать премию единомышленнику террористов?
Впрочем, мы знаем, кем надо быть, например,
известным кинокритиком и журналистом М. Трофименковым. Он печатается в
респектабельных и интеллектуальных “Коммерсанте”, “Искусстве кино”,
“Сеансе”, пишет об арт-кино и Ги Деборе. А кроме того,
активно поддерживает любые проявления нацистской культуры в Санкт-Петербурге.
Экзальтированное восхищение личностью нераскаянной нацистки Л.
Рифеншталь; восторженные рецензии на параноидально-антисемитские дневники
Дрие Ля Рошеля; преувеличенные восторги по поводу фильма “Война”,
в котором если не нацистские, то милитаристско-фашистские идеи высказаны
впрямую. И, наконец, активная поддержка г-на Проханова: голос за его роман
при голосовании в жюри, хвалебная рецензия в “Пульсе”, где Трофименков
уже перешел некую границу: текст заканчивается сентенцией о том, что нам
придется простить г-ну Проханову его антисемитизм, как мы прощаем антисемитизм
Пушкину и Булгакову. Думается, что в XXI веке, после Холокоста,
армянской резни, Биафры даже самый тупой выпускник советского гуманитарного
вуза мог бы понять, к чему приводит “прощение” антисемитизма и шовинизма.
Трофименков доказал, что можно быть “и еще тупее”. Или еще циничнее.
Что же касается Пушкина, то, во-первых, он
жил задолго до Освенцима, а главное – никогда не редактировал антисемитскую
газету. Все это не смешно. Прохановское “Завтра” и тому подобные газеты
разжигают антисемитские страсти толпы. Трофименков и ему подобные “независимые
интеллектуалы” приучают “образованное сословие” к мысли, что антисемитизм
– вещь вполне простительная, такой милый недостаток талантливых людей –
от Пушкина до Проханова.
Честно говоря, я не вижу особой разницы между
М. Трофименковым и подонками, установившими заминированный антисемитский
плакат. Ну, читал Трофименков побольше… Впрочем, разница, конечно, есть:
это разница между подстрекателем и исполнителем преступления.
В романе Чапека “Война с саламандрами”
говорится, что никто не хотел победы саламандр (нацистов), но все происходило
как-то постепенно. И каждая торговая сделка с саламандрами, и каждая объективная
статья очередного независимого интеллектуала о политике саламандр – все
это приближало их торжество. Чем все это кончилось, в том числе для тех,
кто эти сделки заключал и эти статьи писал, думаю, понятно.
P. S. Не так давно вышел роман Юрия Давыдова “Бестселлер”. Смысл его таков: главным и вечным бестселлером в русской литературе являются “Протоколы сионских мудрецов”. Жюри премии “Национальный бестселлер” своим решением блестяще подтвердило справедливость этой мысли. С чем и поздравляем.