Мы - дети своих родителей


Рувим Левин на репетиции
     Уверен, что у всех, кто побывал на театрализованном представлении “Блуждающие звезды”, надолго останется в памяти этот спектакль. Конкретным поводом для его рождения послужило 35-летие создания Кишиневского еврейского театра и 30 лет со дня гибели его художественного руководителя Рувима Левина, с кончиной которого театр прекратил свое существование. Но авторы постановки – режиссер Юрий Хармелин (“Мастер искусств” Республики Молдова) и глава представительства “Сохнут” в Молдове Роза Бен Цви Литаи, которой принадлежит авторство идеи спектакля и помощь в ее осуществлении, значительно расширили рамки действия, обозначив в нем основные трагические события XX века в истории еврейского народа: Кишиневский погром 1903 года, Холокост, а также убийство великого Соломона Михоэлса в годы сталинских репрессий. И, конечно, центральное место в спектакле занял рассказ о судьбе Кишиневского еврейского народного театра и его режиссера. И как 35 лет назад в “Новую Касриловку”, поставленную по мотивам рассказов Шолом-Алейхема в инсценировке бессарабского писателя Мотла Сакциера, была включена сцена базара в Батушанах из “Колдуньи” Аврама Гольдфадена, так и нынешний спектакль открывался этой же массовой сценой в исполнении юных воспитанников городского Театрального лицея совместно с профессиональными актерами кишиневских театров. И замечательно, что со сцены вновь зазвучал язык наших отцов и матерей – идиш.
     Уже во вступлении режиссер использует метафору, которая сквозной нитью проходит через все повествование. Это “театр в театре”: на сцене бродячие еврейские актеры — “блуждающие звезды”, разъезжающие в молдавской телеге – кэруце по белу свету и разыгрывающие сцены из различных спектаклей. За “Колдуньей” следует “Варшавский набат” В.Коростылева, посвященный трагической судьбе Януша Корчака, затем “А шейн мэйдл” Б.Лейбоу, отсылающая к “Холокосту”, и “Король Лир” В.Шекспира в память о гениальном исполнителе Короля Соломоне Михоэлсе и Вениамине Зускине, игравшего Шута.
     Что объединяет эти, казалось бы, отдаленные друг от друга временем и географическим пространством произведения? Прежде всего идея: трагическая судьба еврейского народа, переданная через судьбу еврейского театра. Потому-то одни и те же актеры – носители образов добра и зла – переходят из одной сцены в другую. Так, три актера, играющие в “Колдунье” черносотенных бандитов, громящих еврейский театр, в “Варшавском набате” ведут Януша Корчака и его воспитанников в печи Освенцима, а в “Короле Лире” — они — печально знаменитая “тройка” из КГБ, присутствующая на каждом представлении.
     Еще один объединяющий элемент постановки – огромное белое как снег полотно, покрывающее почти всю сцену и трансформирующееся то в могильные холмики, то в Стену плача, то во флаг Израиля.
Рувим и Хана Левины с дочкой Руженой
     О режиссерских находках можно было бы многое сказать, но отмечу самую выразительную, на мой взгляд, подчеркивающую общность трагических судеб учителя и ученика. (Рувим Левин учился у Михоэлса и Зускина в еврейском театральном училище при ГОСЕТЕ и так же, как Михоэлс, погиб под колесами автомобиля). Наплывающие из темноты зловещие автомобильные фары вместе с ревом мотора и пронзительным скрежетом тормозов — все это происходит после “Короля Лира” и после сцены с куклой Арлекин. Ведь Левин долгие годы был актером кукольного театра “Ликурич”. У найденной там для нынешнего спектакля куклы лицо было похоже на лицо самого Левина.
     Большую роль в эмоциональном восприятии спектакля играет музыка. Здесь и чудесные в своей наивности и простоте мелодии из “Колдуньи”, и канторские напевы знаменитого Шломо Карлибаха, и достигающие трагических высот песни в исполнении Великой Нехамы Лифшиц (Лифшицайте).
     И сейчас пришло время сказать о дочери Нехамы Розе Бен Цви. Думается, не будь руководительница Еврейского агентства в Молдове истинной дочерью своей матери, мы бы не стали свидетелями этого незабываемого праздника. Розе удалось собрать и объединить вокруг себя детей цвета еврейской творческой интеллигенции, принимавших участие в концертах музыкального клуба при “Сохнуте”, которым руководит автор этих строк – сын еврейского актера Мойше Бенгельсдорфа и поэтессы Любы Вассерман. Так, талантливый виолончелист Марк Лозник, один из самых активных участников концертов еврейской музыки, является сыном скрипача Наума Лозника – бывшего концертмейстера оркестра в Театре Левина. А Борис Дубоссарский – композитор и скрипач, сочинивший недавно прекрасное трио по мотивам музыки Гольдфадена и исполняющий в нем партию скрипки, написал в далекой молодости музыку к “Гершеле Острополер” для того же легендарного театра. Известный в Кишиневе художник-график Эдуард Майденберг, чьи рисунки выставлялись в “Форвэртсе” и других еврейских газетах, оказывается, внук замечательного деятеля еврейской культуры в Кишиневе Лазаря Кишко. Наш земляк писатель Янкл Якир назвал его в своей статье “Лейзер Кишко – дэр “Зинг фойгл фун Балтэ”. (Лейзер Кишко – певчая птица из Балты).
     На торжества в Кишинев Роза Бен Цви пригласила сына Я.Якира – Шалома, который сейчас возглавляет “Сохнут” в Республике Беларусь, сына М.Сакциера – Баруха – известного израильского скульптора, чья скульптура “Корчак и его дети” уже давно стоит в музее “Яд Вашем”, вдову Рувима Левина Хану и дочь Ружану, бывшего узника Сиона Давида Рабиновича. Гости из Израиля по приглашению Розы Бен Цви посетили Бельцы, Бендеры и Тирасполь и везде (в еврейских общинах и региональных отделениях “Сохнута") им был оказан теплый прием. Мы все вместе посетили старое еврейское кладбище на Скулянке, где поклонились могиле Рувима, зажгли свечу, и раввин кишиневской синагоги прочитал кадиш. Накануне отъезда в Израиль Давид Рабинович в интервью моей радиопрограмме “Идиш лэбн” сказал: “Мы увидели как кипит в Кишиневе еврейская творческая жизнь, здесь чувствуется еврейское слово, еврейские традиции, еврейская душа. Это произвело на всех нас очень большое впечатление. Мне трудно говорить, я чувствую спазмы в горле, потому что вспомнил дела тридцатипятилетней давности, вспомнил юность. Самое главное, что не забыта та деятельность, которой мы занимались тогда полуподпольно в еврейском театре, и подпольно в ульпанах. И сейчас всходы, посеянные нами, взошли.

Серго БЕНГЕЛЬСДОРФ
Кишинев
Сайт создан в системе uCoz