Теперь учитель имеет право...

И.А.Альтман, А.Е.Гербер, Д.И.Полторак
“История Холокоста на территории СССР”.
Учебное пособие для средней общеобразовательной школы.
Москва, 2001

     Нехорошо быть занудой, но для начала позвольте напомнить полученные нами в 1998 году во всероссийском репрезентативном опросе данные: 40% школьников знают, что “в 30-40-е годы в Европе происходили массовые убийства евреев германскими нацистами во всех оккупированных странах”. Впрочем, про геноцид армян не знает никто, а о коллективизации, массовых депортациях и лагерях знают тоже менее половины. Так что антисемитизм здесь не причем, а причем советская школа, представлявшая историю, как историю восстаний угнетенных классов против угнетателей, ну и так далее — сами, небось, в ней учились, все знаете.
     То, что людям, как говорят, “по большому счету” полезно знать историю, мне кажется очевидным. И если не нашлось у России достаточно разумности, чтобы научить школьников истории России, пусть скажет великая страна спасибо авторам этой книги за их энтузиазм, и низко поклонится, сами понимаете, чьей памяти. В конце концов, если всей истории научить нет силенок, научим хоть какой-то части. Впрочем, думаю, что не скажет, не поклонится и даже не использует ее тираж, хотя он по нынешним временам не мал — 25 тысяч: больше, чем на половину школ России хватило бы. И понятно, почему не использует: представьте, каким мужеством должен обладать учитель, чтобы выйти с “этим” к классу. Я уж не говорю о бесконечных формальных и неформальных согласованиях.
     Подозреваю, впрочем, что авторам двигала в первую очередь не абстрактная любовь к России, а конкретные мотивы, гораздо более понятные. Желание противостоять антисемитизму, и мысль — что прочитают, содрогнутся, устыдятся... Так вот, совсем я не уверен, что знание этих страниц истории улучшает отношение к нам. Если можно было уничтожать тогда, то почему нельзя сейчас? Если дали уничтожить тогда, то почему не дадут сейчас? И вообще... не довели дело до конца. Представьте себе простого россиянина, который призывает “мочить америкосов” и бомбить Чечню (один такой со мной работает, так что материал для наблюдения имею). Смягчит он свое отношение к чеченцам, если рассказать ему кое-что из истории страны? Не факт. Скорее скажет: “Мало им Сталин дал... надо бы вообще...” Так что простите мне пессимизм, но — сами понимаете, что по поводу эффективности этого мероприятия думаю. Буду счастлив ошибиться.
    Теперь покончим с философией и поговорим о книге. Прежде всего: много по-видимому педагогически правильных приемов. Использование цитат из школьных сочинений. Использование вопросов, словарей, большого количества изобразительных материалов, попыток вызвать читателей на со-размышление, какое-то примеривание на себя.
     С другой стороны, о некоторых важных вещах сказано невнятно, кое-где авторы переоценивают, как мне кажется, словарный запас школьников. Некоторые пикантные вопросы авторам пришлось обойти — например, об отношении партизан на оккупированных территориях к евреям, о бессмертной идее “умиротворения” агрессора. Не вполне ясно говорится об информированности лидеров стран мира об истреблении евреев, о истории “Черной книги” и ЕАК. Общее впечатление — авторы старались не раздражать, “не задевать зря”.
     Но мы понимаем, за что, может быть, платили авторы этими недоговорениями. За гриф “Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации”. А это дорого стоит — потому что героический учитель, который осмелится говорить об этом с классом, теперь хоть в какой-то мере имеет право...

Леонид АШКИНАЗИ
Сайт создан в системе uCoz