СВЯТЫ БУДЬТЕ, ИБО СВЯТ Я
 
     “Когда будете жать жатву... не дожинай до конца края поля твоего и опавшего при жатве не подбирай... Бедному и пришельцу оставь...”
(“Ваикра”, 19:9,10)

     “7 августа 1932 года ЦИК и СНК СССР издали Постановление "Об охране имущества государственных предприятий и колхозов", предусматривавшее наказания от 10 лет до расстрела. В народе этот указ получил название "об ответственности за упавшие колоски"”.

(Чупров В. “Мифы о причинах поражений Красной Армии”)
     Вот такая пара цитат.
     Наша недельная глава называется “Святы будьте”. И, словно предваряя нашу автоматическую реакцию: “Я, разумеется, не святой, да и кто свят...”, – Тора четко и недвусмысленно объясняет, что быть святыми мы можем и должны. Но это не значит, что над головами фланирующих по Лермонтовскому проспекту засияют нимбы. Просто слово “святость” в Торе имеет вполне определенный и отличный от общепринятого смысл. Вернемся к началу главы: “Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Когда будете жать жатву в стране вашей, не дожинай до конца края поля своего и опавшего при жатве не подбирай. И виноградник свой не обирай дочиста, и оставшиеся отдельные ягоды в своем винограднике не подбирай – бедному и пришельцу оставь их. Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга. Не клянитесь ложно Именем Моим. Не обирай ближнего своего, и не грабь, не задерживай у себя на ночь заработок наемника своего до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади препятствие. Не совершайте несправедливость на суде, не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего. Не ходи сплетником в народе своем; не оставайся равнодушным к крови ближнего своего. Не питай в сердце своем ненависти к брату своему; увещевай ближнего своего – и не понесешь за него вину. Не мсти, и не храни злобу на сынов народа своего, и люби ближнего своего, как самого себя”.
     Говоря о невозможности святости для "простого человека”, многие имеют в виду старую христианскую байку о том, что-де “закон нельзя исполнить”, что соблюдение всей Торы невозможно в силу несовершенства человека. Но, говоря о святости, Тора вовсе и не имеет в виду простое соблюдение заповедей: воздержание от запретного и исполнение заповеданного – не святость, а норма.
     Святость – это “освящение себя дозволенным”, воздержание от дозволенного, но излишнего или аморального. Гитлер, да истлеет имя злодея, говорил: “Я ненавижу евреев за то, что они дали миру мораль”.
     И все же святость, как ее ни толкуй, – дело непростое. Это тотальное требование, преображающее всю жизнь человека, определяющее каждый шаг, каждое слово и даже каждую мысль.
     Целое племя психологов (впрочем, многие из них как раз нашего племени) живут и кормят семьи свои за счет проблем недостаточного или избыточного самоконтроля.
     А святость – это как раз и есть самоконтроль и анализ каждого действия. Человеку свойственно искать успех, благополучие, удобство, свободу. Тора не видит в этом греха, она не призывает к умерщвлению плоти, к аскетизму. Тора разрешает человеку многое, не требуя, чтобы он превратился в ангела. Но она ставит перед нами, может быть, более трудную задачу: быть людьми.
     Не надо целибата, можно и нужно жениться и рожать детей, но “почитать жену следует больше, чем самого себя”.
     Не надо отказываться от собственности, но упавшие и недожатые колоски нужно оставить нищему (10 лет лагерей, помните?).
     Не упраздняется “эксплуатация человека человеком”, но зарплату, будь любезен, плати в срок (“не задерживай у себя на ночь заработок наемника твоего до утра”).
     Не сказано “не судите, да не судимы будете”, но велено: “Не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего”.
     Иными словами, быть святым – значит быть человеком.
А.ФЕЙГИН
Сайт создан в системе uCoz