Наш великий земляк, всемирно известный кантор Пинхас Минковский

     Будучи молодым врачом, я часто посещал на дому тяжело больных пациентов, в частности, пожилых евреев, которые любили беседовать со мной на нашем мамэ-лошн. Зная о том, что я любитель синагогальной литургии, они с гордостью рассказывали мне о том, какие известные канторы выступали в свое время в белоцерковской большой хоральной синагоге. Например, такие, как Гершон Сирота, Иоселе Розенблат, Зейделе Ровнер и другие. Как и мой дорогой тесть Марк Самуилович Прицкер, эти люди поведали мне, как они, будучи детьми, слушали всемирно известного кантора (хазна), нашего земляка Пинхаса Минковского и как с любовью называли его Пиней и Пинеле.
     Тесть рассказывал, что, будучи уже всемирно известным, он время от времени приезжал в Белую Церковь повидаться со своими родителями и заодно выступить перед земляками. Так вот, на его пение в местную синагогу съезжалось множество евреев из близлежащих городов и местечек: Сквира, Васильков, Фастов, Ставище, Тараща, Рокитное и др., чтобы наладиться звуками музыки и той эмоциональностью, с которой П.Минковский пел. На глазах слушателей наворачивались слезы.
     Кем же был Пинхас Минковский?
     Он родился в городе Белая Церковь в 1859 году в семье кантора Мордехая Минковского, который являлся потомком известного И.Т.Геллера, также хазна.
     До 13 лет П.Минковский учился в хедере и бет-мидраше, где изучал религиозную литературу. Далее поступил в знаменитую белоцерковскую Талмуд-Тору, а светским предметам обучался у частных преподавателей.
     Искусству кантора Пиня начал обучаться у своего отца, который к тому времени считался уже известным специалистом в области синагогальной музыки. Пиня был очень способным мальчиком, и к 16 годам получил должность кантора белоцерковской большой хоральной синагоги. Считалось большой честью быть хазном в святой белоцерковской еврейской общине (еврейское население города тогда уже составляло около 30 тыс. чел.).
     Свое дальнейшее мастерство Пинхас совершенствовал у известного кантора Н.Спивака и у Н.Блюменталя в Одессе. Образование П.Минковский завершил в Вене, где окончил среднюю школу и изучил теорию композиции в консерватории у Р.Фукса. Затем был приглашен в Кишинев, где с 1877 по 1880 годы служил кантором. После Кишинева были Херсон и Львово (Херсонская губерния).
     Слава о нем, как об исполнителе, все больше и больше распространялась, и в 1881 году он получил должность хазна в Одессе, но спустя год уехал по приглашению в Нью-Йорк, где до 1887 года пел в известной синагоге “Ада-Иешурун”. Затем успешно гастролировал с концертами канторского пения в Вене, Париже, Лионе и других крупных городах мира. Везде его радушно принимали, залы всегда были переполнены, публика с трудом доставала билеты на его концерты.
     По приглашению одесской еврейской общины П.Минковский вернулся в Одессу, и в 1902–1922 гг. был главным кантором знаменитой Одесской Бродской хоральной синагоги. Пользовался большой любовью и популярностью у одесского еврейского общества. Был избран Председателем Одесского общества еврейской музыки Ха-Замир и любителей иврита Ховевей Сфат Эвер. С 1917 года стал профессором еврейской музыки и общей истории музыки в одесской еврейской консерватории. Очень сдружился с нашим национальным поэтом Хаимом-Нахманом Бяликом, который был влюблен в пение П.Минковского. Он же входил и в круг еврейских интеллектуалов, возглавляемый X.-Н.Бяликом.
     Мой тесть, помнивший П.Минковского в детские годы, рассказывал, что он обладал лирико-драматургическим тенором. Его исполнение всегда отличалось душевностью и эмоциональностью. Во время его пения люди были буквально очарованы, их гипнотизировало его прекрасное исполнение. Стены пели вместе с ним. И все это было под сводами белоцерковской большой хоральной синагоги в периоды, когда П.Минковский приезжал к своим родителям.
     Известно, что как теоретик канторского пения, Пинхас Минковский проповедовал сохранение традиционных мелодий и стиля хазанов старшего поколения, но требовал от них профессионального владения голосом, концертности исполнения, но не виртуозности, рассчитанной на внешний эффект. Допуская участие в синагогальной службе хора и органа (это являлось нововведением), П.Минковский отвергал другие нововведения типа исполнения христианских литургических мелодий.
     Кроме пения в синагоге и концертной деятельности, Пинхас Минковский публиковал свои статьи на идише, иврите, русском и немецком языках, а также книги по актуальным проблемам еврейской литургической музыки, в том числе, о стиле канторского пения, о музыкальном языке и ладах и т.п.
     Пинхас Минковский создал новую композицию на субботние и праздничные молитвы, речитативы и гимны. Наиболее популярной и известной стала субботняя молитва “Шаббат ха-Малка” (“Царица суббота”) на слова X.-Н.Бялика.
     Он также писал песни для школьников. Его двенадцать песен (соло, дуэты, трио) в сопровождении фортепиано изданы отдельными сборниками в Варшаве в 1903 году.
     В 1922 году П.Минковский эмигрировал через Францию в США, где с невиданным успехом выступал с концертами, а также был хазном. Еврейская пресса Америки очень много писала о его канторской и музыкальной деятельности.
     Он скончался в 1924 году в г. Бостон, а похоронен — в Филадельфии.
     Наш город Белая Церковь может гордиться своим всемирно известным земляком Пинхасом Минковским — знаменитым кантором, композитором и теоретиком канторского пения.
     Я и поныне вспоминаю, как мои пациенты и тесть с восхищением рассказывали о его пении в белоцерковской синагоге, которое оставило в их душах неизгладимый след. Мне хочется, чтобы молодое поколение канторов и еврейских музыкантов, которое любит и ценит еврейскую синагогальную музыку, продолжало в своем творчестве святое дело, начатое когда-то великим Пинхасом Минковским.

Д-р Харитон БЕРМАН
г. Белая Церковь
Сайт создан в системе uCoz