"Народ мой" №17,17.09.2002

ИЕРУСАЛИМСКИЕ ЛЬВЫ-2002

     В один прекрасный день иерусалимцы и гости вечной еврейской столицы с изумлением увидели, что город буквально наводнили... львы.
     Нет, не подумайте страшного и ужасного! Вовсе не львятники мира пооткрывали, чтобы выпустить на волю – и запустить в Иерусалим – великое множество львов, в качестве нового и оригинального оружия (биологического особо крупных габаритов?) против сионистского агрессора: мол, вы утверждаете, что Иерусалим – ваша столица, а его символ – лев могучий и рыкающий, так получайте же в количестве, превосходящем вашу отвагу!
     Нет, это были гипсовые скульптуры в форме львов, одного размера и двух видов: сидящего, чем-то напоминающего совсем не страшного чуть улыбающегося, глуповатого котёнка, и стоящего немного понуро, строгим взором глядящего вперёд себя.
     Где только не расположены, где только не стоят-сидят эти львы! Кто-то говорит, что в эти тяжёлые, напоённые кровью, слезами и непреходящей тревогой за жизни свои, родных, близких и друзей, дни надо же народу хоть как-то, хоть чем-то дух поднять. Вот пусть гипсовые символы Йеуды-Арье (доблестного льва Йеуды) поработают во имя такой жизнеутверждающей цели... тем более уж очень потешный временами вид многих солдат этой гипсово-львиной армии, наводнившей нашу столицу. Потому что форм-то гипсовых две, зато “боевая раскраска” – самая разнообразная и затейливая. Как знать, может, какая-то из всего многообразия боевых раскрасок и способна навести страх и ужас на врага (особенно, если он лишён чувства юмора), но вот мужества в сердца наши вселить... Что ж, пусть поработают молчащими юмористами, авось, кому-то и поднимут чуть-чуть дух...
     Некоторые из гипсовых львов почему-то не успели раскрасить и оставили их, так сказать, условно-белыми. Вот над ними-то и потрудились славные мастера “заборописи”, коих по всему шарику во все времена и эпохи расплодилось видимо-невидимо. А почему бы и нет? Вот ведь появилось ещё одно свободное поле для свободного же, ничем не ограниченного творчества: пиши – не хочу! А льво-форма – так оно же и интересней: такой простор для фантазии!
     Но над большинством отменно порезвились целые бригады местных “бецалят” (то ли учащихся, то ли выпускников художественной академии “Бецалель”), как видно, тоже в гипсовой льво-форме углядев необозримое поле для своей творческой фантазии. Вот и глядим мы, созерцаем на бегу, да и видим тут и там затейливо разрисованных львов.

      Поглядите: на улице Яффо (в устье улицы Лунц) от нас как бы стыдливо отворачивается этакий понурившийся Лёва, весь в верблюдиках. Жаль, не спросили у него “бецалята”, какой узор на одеянии нравится льву, а вдруг именно у этого льва нежная и тонкая душа, и ему более по душе зайчики, или бабочки-баобабочки. А напротив площади Сиона, прямо посреди тротуара (хорошо, что широкого!) сердито нахмурился лев, тулово которого играючи расписали видом какого-то сказочного града из северных стран. Зато смуглую морду обрамляет грива благородного белого цвета. Ну, надо сказать, что немало смуглолицых и белогривых львов украшает город.

      Кого-то из творцов более вдохновляют сюжеты цветущих полей и садов. Вот только почему эти весёлые и радостные сюжеты “объекту художественного поиска” радости во взоре не прибавляют?.. Наверно, потому, что не каждый “объект” уважает растительные мотивы в качестве одеянья, кому-то, как знать, более подошли бы абстрактные орнаменты, а его не спросили. Вы что думаете, если из гипса, а не из живой плоти, так он вам безмолвная холстина, аки стенка, или забор? Но не волнуйтесь: видали мы, видали львов, ярко расписанных причудливыми геометрическими формами самых разных и смелых сочетаний.
     А кто-то под грохот канонады задумается: ко времени ли сия “весёленькая роспись”, особенно в городе, где всего лишь за последние месяцы свершилось столько кровавых терактов, столько крови пролилось.

      А вот, глядите: кому-то взгрустнулось обрядить “своего” льва в этакое весёленькое, в горошек, платьице, зато на задние лапы ему “надели” нечто вроде родных до боли русских лаптей, а с гривы на грудь свисает “коса до пояса”. А уж какая символика на его передних лапах – ух!
     Вот этого льва “обряжали” страстные любители французского карикатуриста Жана Эффеля. Вот только почему на лбу его красуется надпись “фалафель”, до сих пор понять не могу. Очевидно, тут какой-то грандиозный творческий посыл, слишком грандиозный, чтобы я его могла разгадать.

      Над этим “объектом”, как видно, трудился писатель-абстракционист, потому что условно-белое поле львиной фигуры испещрили строки, не иначе, гениального произведения автора. Правда, у меня не было времени вчитываться в эти гениальные строки, но, попытавшись осилить несколько из них, я почему-то решила, что это какой-то код, или, по-нашему, по-простому, тайный шифр. Ой! А если и вправду шифровка? Гевалт!!! Ведь враг не дремлет!
     Супер-современное абстрактное оформление Лёвы, украсившего собой площадь Сиона, надо видеть при свете дня и во всём блеске. Моя муза в восхищении немеет...
     В центре Иерусалима на площади перед Машбиром приготовился к прыжку условно-белый цирковой лев: недаром перед ним поставили тумбу с кольцом.
     Но более всего меня впечатлил лев на площади Парижа: из положения сидя он пытается расправить свои крылышки, и вроде, небезуспешно... вот только все 4 лапы у него связаны, скованы, и сам он, похоже, посажен на крепкую цепь. Право же, наши “бецалята” не только резвиться умеют!
     Конечно, невозможно охватить все изобразительные возможности современных “львописцев”, все символы утешительного и жизнеутверждающего искусства эпохи.
Фото автора

Фаня ШИФМАН,
собкор “Ами” в Израиле
Сайт создан в системе uCoz