"Народ мой" №18,30.09.2002

СЛОВО РАВВИНА

Дорогие друзья!

     На языке Талмуда завершающийся месяц называется Тишрей или Ходеш ха-Шви (Седьмой месяц), ибо, как вы знаете, отсчет месяцев в еврейском календаре ведется от выхода из Египта, с месяца Нисан, а не от Нового года. Наши мудрецы, обратив внимание на близость между словами “седьмой” (с корнем “шва-”) и “насыщенный” (с корнем “сва-”), говорят: “Тишрей насыщен заповедями”. И действительно, в этом месяце мы отмечали Рош ха-Шана, Йом-Кипур, Суккот, Шмини-Ацерет и, наконец, Симхат-Тору. В праздничные дни Тишрея каждый ощутил подлинное единство нашего народа, и важно, чтобы это чувство не покидало нас и в будни. Еще раз хочу поздравить всех с праздниками и пожелать хорошего сладкого года!
     Еврейские источники утверждают: “Всему седьмому определен свыше благоприятный жребий”. И все же даже в таком радостном, как Тишрей, месяце, бывает место событиям и не очень веселым, а иногда даже трагическим. Так, 11 сентября прошло года мы узнали об ужасающем по масштабам террористическом акте в Америке, а в Тишрей нынешнего — об очередном взрыве в израильском автобусе, повлекшем человеческие жертвы. Естественно, что разум человека ищет ответа на вопрос: как такое может происходить и как Вс-вышний, чьи могущество и милосердие беспредельны, допускает это? Вот тут я и хочу рассказать вам одну историю, которая, по-моему, позволяет под иным углом взглянуть на проблему.
     Как-то накануне Хануки к знаменитому своей ученостью Межеричскому Магиду, ученики которого также становились известными раввинами и руководителями больших общин, обратился один из самых способных его учеников реб Элимелех: “Ребе, ходят упорные слухи, что в ближайшее время нас ждут новые притеснения, и я доподлинно знаю, что вот-вот будут приняты новые законы против евреев. Надо что-то делать, ребе, потому что иначе нас ждут страшные времена. Я думаю, мы должны объявить пост и молиться все как один, чтобы Б-г услышал и пришел нам на помощь”. Внимательно выслушав, Магид сказал: “ Наш народ так беден и голоден, что пост совсем изнурит и обессилит его. Между тем я чувствую, что мои земные дни сочтены, и я тебе обещаю, что когда покину пределы земной оболочки и окажусь там, наверху, моя душа напрямую обратится ко Вс-вышнему и будет просить, чтобы Он отвел от евреев надвигающуюся беду.” Действительно, вскоре после этого разговора Межеричский Магид скончался, но проходил месяц за месяцем, а ситуация не менялась к лучшему и горе совсем придавило еврейские местечки. Наконец, реб Элимелех поехал на могилу своего ребе, долго возле нее молился, и плакал, и говорил о том, что еще не было у евреев такой горькой жизни и что с каждым днем она все хуже и хуже, а никакого просвета так и не видно... Вернувшись домой, в ту же ночь он увидел сон, четкий как явь: к нему явился ребе и сказал: “ Когда я жил здесь, с вами, я мыслил так же, как и ты. Видел решение проблем таким же, каким его видишь ты. Но сейчас я наверху, и вижу не кусочек картины, не только жизнь в нашем и соседних штетлах, а ее всю и повсюду — в настоящем и будущем. Оттуда, сверху, дано мне было все увидеть по-другому. Дано было понять, что у Вс-вышнего существует единый гигантский план, и то, что происходит внизу у тебя — лишь крошечная, как пылинка, часть этого плана, порой горькая, но необходимая. Также и проблемы, какими бы ужасающими и грандиозными не казались они вам здесь сегодня, — всего лишь крошечный и необходимый кусочек этого плана”.
     Конечно, я ни в коей мере не думаю, что эта история может хоть как-то оправдать случившееся 11 сентября в Америке, но она объясняет, что не все, что мы видим, доступно нашему пониманию, и не всегда в наших силах найти ответы на многочисленные “как?” и “почему?”. Всем нам горько и больно, когда мы думаем о погибших, и никакие слова не могут возродить их к жизни. Те же чувства переполняют нас, когда мы говорим о невинно пострадавших людях в любой стране, и, в частности, в Израиле, где за последние два года погибло 600 человек — а сколько еще стали калеками и сколько судеб изуродовано! И все же традиция учит: нет ничего случайного, потому что Б-г никогда не перестает направлять нас. Нам не дано постичь Его пути и Его план, мы можем только верить: “Все, что Б-г делает, — хорошо”. Если бы каждому дано было взглянуть сверху и на много-много лет вперед, возможно, мы увидели бы, что представляющееся нам сегодня бесконечно ужасным на самом деле было самым лучшим из всего возможного в данный момент и в данном месте. Значит, наша задача — укрепить свою веру во Вс-вышнего. Даже если мы не понимаем деталей и нам тяжело воспринимать происходящее, надо помнить: даже в самые страшные времена наш народ держался верой во Вс-вышнего. Во все времена евреи осознавали, что у Вс-вышнего есть свой план, и год его завершения будет годом конца галута, годом конца нашему изгнанию. Я верю: мы близки к завершению Его огромного плана: Машиах придет, соберет весь еврейский народ в Израиле, и будет построен Третий Храм, и сбудутся слова наших пророков, и мы будем жить в радости и добром здравии!

Пусть же наступивший 5763-й станет ГОДОМ КОНЦА ГАЛУТА!
Раввин Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР
Сайт создан в системе uCoz