"Народ мой" №18, 30.09.2002

КТО
ЕВРЕИ?

     Если разные мнения, споры по любому поводу — неотъемлемая особенность демократического, плюралистического общества, то еврейские нравы и традиции — неоспоримое подтверждение особой приверженности нашего народа свободомыслию, многообразию идей и представлений. Мы привычны к пылким дискуссиям и не часто сходимся в общих оценках. Однако трудно найти проблему, которая вызывала бы у наших людей больше острых, непримиримых дебатов, чем вопрос о том, кого считать евреем.
     Вот только что группа еврейских энтузиастов в Израиле оповестила мир о феноменальном и научно доказанном, с их точки зрения, факте уникальной исторической важности: пуштуны, мусульманская этническая группа в Афганистане (известная миру как колыбель "Талибана"), — это не что иное, как одно из утраченных колен израилевых. Сторонники этой сногсшибательной теории — правые сионисты, в их числе — преподаватели, раввины, бизнесмены. Энтузиасты не ограничиваются историко-познавательными целями; они убеждены, что если пуштуны — мужественные воины, закаленные в сражениях с советскими и американскими войсками, переселятся на историческую родину — в Израиль, безопасность еврейского государства будет обеспечена. Среди претендентов на роль потомков десятого колена — также одна из этнических групп в Индии — Куки чин-Мизо, в традициях и фольклоре которой американские исследователи обнаружили богатое еврейское наследие. Предположительно речь идет о потомках евреев, изгнанных из Палестины в 722 году до новой эры.
     Все более широкие масштабы приобретает эмиграция в Израиль эфиопских племен, в том числе — принявших христианство, но до этого исповедовавших иудаизм. Массовая эмиграция из Эфиопии началась в 1990 году, когда военно-воздушные силы Израиля перевезли тысячи чернокожих евреев на историческую родину ("Операция Моисей"). В последнее время ортодоксальные политики и раввины одобрили план приема 22 тысяч новых репатриантов из Эфиопии, отошедших от иудаизма, но, вероятно, имеющих еврейских предков.
     Нужно подчеркнуть, что ортодоксы, которым в Израиле принадлежит решающее слово в определении "кто есть еврей", придерживаются весьма строгих правил при решении этого действительно важного для маленького народа вопроса. Если христиане, мусульмане, многие другие религиозные группы активно поддерживают "новобранцев", то в практике иудаизма укоренился весьма скептический подход к прозелитизму. Чтобы приобщиться к иудаизму, нужно немало потрудиться, выполнить строгие ритуальные требования. Этот вопрос весьма актуален для многих смешанных семей, и в последние годы значительная часть общества требует либерализовать, упростить процедуру принятия иудаизма, признать право реформистских и консервативных раввинов принимать решения в этой области. Согласно опросу, проведенному "Центром за еврейский плюрализм", 63 процента израильтян — за то, чтобы уравнять правовой статус реформистов, консерваторов и ортодоксов, 62 процента считают необходимым признать как гражданские, так и религиозные браки, независимо от конфессии. Общественное мнение Израиля более не признает исключительности и особых прав ортодоксов, особенно это находит выражение в убежденности, что они должны призываться в армию из ешив на общих основаниях — так считает 93 процента респондентов. Один из парадоксов жизни еврейского государства состоит в том, что сын или дочь нееврейки, отдавшие жизнь за страну, не всегда без проблем найдут место на еврейском кладбище, а "ешиботник", за всю жизнь ничего реально не сделавший для общественного блага, числит себя евреем "высшего качества".
     Проблема "кто есть еврей" — не абстрактная и для русскоязычного еврейства. Автору этих заметок памятен диалог тридцатилетней давности в одном из московских научных центров между его начальником Линником и парторгом Макаренко.
     — Что-то много у нас евреев развелось, — сетовал парторг.
     — Как — много? Всего четыре на сто десять сотрудников — по норме, — возражал начальник, забывший, правда, посчитать себя.
     — Не хитри, — парировал парторг. — Ты что, по физиономиям не видишь, по поведению не различаешь? Мало ли что им в паспорте за взятку напишут!
     Общественное мнение, как правило, зачисляло "полукровок" в евреи (если даже те старались доказать обратное), с особым подозрением относились к тем, кто пытался скрыть свои корни. Трагедия обернулась фарсом, когда немало вчерашних "патриотов" решили эмигрировать в Израиль или США и раздобыли в этих целях "документы" об их причастности к еврейству. Другие обзаводились еврейскими супругами ("Еврейская жена — не роскошь, а средство передвижения" гласила популярная поговорка). Однако если не брать в расчет злоупотребление новыми обстоятельствами, "наши" в абсолютном большинстве весьма либерально признают человека евреем, если он того хочет, независимо, мать или отец, бабушка или дедушка принадлежат к нашему роду. Принявшие христианство Мандельштам, Пастернак, Юдина, Бродский, даже известный православный священник, богослов Мень, как и отлученный ортодоксами от иудаизма и от своей амстердамской общины Барух Спиноза для "наших" (парадоксально, но и для антисемитов) — евреи. Мы не отрекаемся и от пламенных революционеров-интернационалистов, которые себя, как Маркс, Троцкий, евреями не считали. В отличие от американцев и других западных народов, для которых "еврей" — характеристика религиозной принадлежности, для "наших" — это прежде всего "кровь" и самоидентификация. В еврейской среде представлено бесконечное множество взглядов на эту проблему, и, конечно, мы не берем на себя роль экспертов и судей. Однако хотелось бы привести в заключение слова, приписываемые Бернарду Маламуду: "Все люди — евреи".

Н.СЛАВКИН
Сайт создан в системе uCoz